- Герои Гоголя сочинения с планом:
- Введение
- Малороссийские герои
- Герои петербургских повестей
- "Ревизор"
- "Мертвые души"
- Заключение
↑ 1. Введение
Одно из главных качеств, делающих писателей великими, заключается в умении создать бессмертные образы литературных героев, имена которых становятся нарицательными. В нашей стране человек уже в школе близко знакомится с Чацким, Онегиным, Анной Карениной и многими другими персонажами произведений отечественной литературы. С ними он будет постоянно сталкиваться на протяжении всей жизни, порой неосознанно цитировать крылатые фразы и выражения.
Достойное место в длинном ряду знаменитых литературных образов занимают гоголевские герои. Писатель создал немало запоминающихся персонажей: от Тараса Бульбы до Чичикова. Практически каждый герой Гоголя является собирательным образом, олицетворяет собой определенную категорию людей. Благодаря удивительной точности в описании внешности, характера, поведения и образа мыслей они словно бы сходят с книжных страниц и незримо присутствуют в реальной жизни.
↑ 2. Малороссийские герои
Первый литературный успех пришел к Гоголю после публикации "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Пушкин с восторгом говорил: "...все обрадовались этому живому описанию племени поющего и плящущего".
Действительно, веселые и простодушные герои малороссийских повестей вызывают огромную симпатию. Самыми известными стали колоритные персонажи "Ночи перед Рождеством": кузнец Вакула, красавица Оксана, ведьма Солоха и другие.
В сборнике "Миргород" Гоголь обратился к исторической теме, создав один из шедевров отечественной литературы - повесть "Тарас Бульба". Образ главного героя отражает главные качества людей суровой эпохи: мужество, бесстрашие, жестокость, справедливость и т. д. С таким же мастерством писателем изображены образы сыновей Тараса Бульбы - Остапа и Андрия.
↑ 3. Герои петербургских повестей
В 30-х - начале 40-х гг. XIX века Гоголь написал несколько т. н. петербургских повестей. Многие критики отмечали необычайную достоверность образов поручика Пирогова ("Невский проспект") и майора Ковалева ("Нос"). В. Г. Белинский, в частности, писал: "...хотя бы вы зараз встретили целую сотню Ковалевых, - тотчас узнаете их".
Настоящее бессмертие обрел образ Акакия Акакиевича Башмачникова ("Шинель"). Этот персонаж олицетворяет собой всех бедных, униженных, обойденных судьбой людей. В образе несчастного чиновника Гоголь продолжил начатую Пушкиным разработку темы "маленького человека".
↑ 4. "Ревизор"
Одно название гоголевской комедии уже вызывает в памяти ряд знакомых имен: Хлестаков, Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин, Добчинский и Бобчинский. Эти хрестоматийные образы стали неотъемлемой частью русской культуры. Они являются эталоном в изображении жизни провинциального города первой половины XIX века.
Главные герои "Ревизора" не замкнуты в своей эпохе. Черты хлестаковых, ляпкиных-тяпкиных, держиморд обнаруживаются среди людей и в наше время. Многие фразы этих персонажей стали крылатыми и прочно вошли в разговорную речь.
↑ 5. "Мертвые души"
Итоговое произведение Гоголя можно назвать еще одной (после "Евгения Онегина") "энциклопедией русской жизни". Характеры всех героев "Мертвых душ" (от Чичикова до Селифана) тщательно разработаны писателем и потрясают свой достоверностью.
Главный акцент Гоголь сделал на изображении различных типов русских помещиков: Собакевича, Коробочки, Ноздрева и др. Каждый из этих образов отражает определенные негативные черты провинциального дворянства. Особое место занимает бессмертный образ махинатора-авантюриста Чичикова. Этот отрицательный персонаж олицетворяет собой корыстолюбие, хитрость и подлость. Неистребимость и живучесть "чичиковской породы" в России отмечали многие писатели и критики.
↑ 6. Заключение
Герои Гоголя продолжают пользоваться большой популярностью. Они получают новые воплощения в театральных постановках и экранизациях. Чем дальше в прошлое уходит гоголевская эпоха, тем очевиднее становится талант великого писателя в создании типичных, не зависящих от времени, образов