Поэзия Анны Ахматовой сочинение с планом
↑ Введение
Поэзия Ахматовой – неотъемлемая и очень важная часть русской литературы. Знаменитая поэтесса была непосредственной свидетельницей переломных, трагических событий русской истории XX века. Все они нашли отражение в ее произведениях.
Поэзию Ахматовой нередко называют "голосом поколения". Стихотворения Анны Андреевны – своеобразный дневник женщины, олицетворяющей собой Россию. Лирика поэтессы неразрывно связана с судьбой всей страны и бедами, выпавшими на ее долю.
С началом Первой мировой войны чистые любовные переживания сменяются болью за судьбу России. Поэзия Ахматовой становится пророческой и общенародной. Эти качества усиливаются в годы Гражданской войны, сталинского террора и достигают вершины во время Великой Отечественной войны.
Ахматова была подвергнута множеству нелегких испытаний: казнь мужа, заключение сына, травля, долгие годы непризнания. Несмотря ни на что, она всегда хранила верность своей Музе и "великому русскому слову". Это позволяет по праву считать ее одним из выдающихся русских поэтов.
↑ Любовная тема
Для раннего периода творчества Ахматовой (сборники "Вечер" и "Четки") характерно преобладание любовной темы. В отличие от модных в то время символистов молодая поэтесса говорила о простом земном счастье и личном горе. В произведениях Ахматовой описывались: разлука, измена, неразделенная любовь. Соответственно на первом плане стояли чувства грусти, одиночества, отчаяния.
Поэзия Анны Андреевны в этот период в целом была трагедийной. Практически не было стихотворений о взаимной счастливой любви. Очень часто встречался мотив смерти: "Умру с тобой…"; "… я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля". Критики отмечали в стихотворениях молодой Ахматовой точность в передаче эмоциональных переживаний.
Еще одна характерная черта – острое видение и внимание к незначительным деталям и их связи с человеческими чувствами. В этом плане можно считать хрестоматийным произведение "Песня последней встречи" и особенно следующий фрагмент: Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Ахматова, по сути, стала первой русской общепризнанной женщиной-поэтом.
Она так отзывалась об этом в 1960 г.: Увы! лирический поэт Обязан быть мужчиной. С господством мужчин в поэзии было покончено. Ахматова громко заявила о себе, создав психологически сложный женский портрет. В любовных трагедиях ее лирическая героиня была не просто жертвой, ей были присущи достоинство, сдержанность, способность пережить беду, ни у кого не прося ни сочувствия, ни помощи.
↑ "Мужество"
Еще в 1912 г. Ахматова пророчески предсказала собственную судьбу: Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? В ее поэзии появляется мотив христианского самопожертвования. В то же время можно говорить о появлении образа монахини, затворницы, которая осознает собственное бессилие и греховность.
Настоящим переломом стало начало Первой мировой войны. В поэзии Ахматовой появляется новая тема, которой в дальнейшем предстоит стать ведущей: переживания за судьбу России. С известной долей условности можно объединить стихотворения Анны Андреевны о Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах, эмиграции, мрачной эпохе террора. Все они проникнуты горечью и болью за свою Родину, верой в торжество правды и справедливости, надеждой на неизбежное возрождение России.
Патриотизм Ахматовой не был показным. В произведениях "Молитва", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество", цикле "Реквием" действительно ощущается искренняя любовь поэтессы к своей Родине и своему народу. Мужество, к которому Анна Андреевна призывала людей в 1942 г., было присуще ей на протяжении всей непростой жизни.
Преодолев и разделив со своей страной все испытания, она заслужила право на звание общенационального поэта.