Серебряный век Ахматова сочинение с планом
↑ Введение
Серебряный век – уникальная неповторимая эпоха в русской истории. Она ознаменовалась новым (относительно т. н. золотого века) небывалым культурным подъемом, появлением большого числа талантливых писателей, художников, музыкантов.
Настоящего расцвета достигла русская поэзия. В начале XX века в России сложилось несколько поэтических направлений или школ, главными из которых были: символизм, акмеизм и футуризм.
В рамках акмеизма начинала свой творческий путь Анна Андреевна Ахматова (Горенко).
↑ Вступление в поэзию
Аня Горенко начала писать стихи с одиннадцатилетнего возраста. С этого времени ее заветной мечтой было войти в мир настоящей "большой" поэзии. Этому способствовал брак с Н. Гумилевым (1910 г.), который был уже широко известен в литературных кругах и мог помочь молодой жене "пробиться в люди".
В 1912 г. на деньги Гумилева был издан первый стихотворный сборник Ахматовой "Вечер" (тираж – 300 экземпляров). Сборник моментально приобрел огромную популярность. Стихотворениями молодой поэтессы зачитывались, пытались подражать. Произошел всплеск женского "стихотворчества", о чем сама Анна Андреевна впоследствии писала: "Я научила женщин говорить".
С конца 1913 г. поэтесса начала читать свои стихотворения перед широкой аудиторией. А. Тыркова так характеризует эти выступления: "Молодежь бесновалась, когда Ахматова появлялась на эстраде". В. М. Жирмунский называл Ахматову "лучшей и самой типичной представительницей молодой поэзии".
Сборник "Вечер" содержал в себе произведения, четко определившие своеобразную манеру и стиль Ахматовой: "Сероглазый король", "Сжала руки под темной вуалью…", "Песня последней встречи" и др. Сейчас эти стихотворения считаются хрестоматийными. В 1914 г. был издан сборник "Четки", а в 1917 г. – "Белая стая". Они еще больше укрепили славу молодой поэтессы.
↑ Поэзия Ахматовой
Как известно, на раннем этапе творческого пути Ахматова примыкала к акмеизму. Отсюда – резкое противопоставление ее поэзии символизму. Лирика Ахматовой предельна проста и понятна. Язык очень близок к разговорному. Большое внимание уделяется конкретным, повседневным деталям, что наполняет их глубоким смыслом. Через эти, казалось бы, незначительные детали поэтесса зачастую описывает и объясняет самые сильные чувства людей.
Ведущей является любовная тема, причем исключительно в трагическом аспекте. Главные свойства ахматовской лирики: интимность, самоуглубленность, погруженность в тайны женской души. Поэтесса описывает измену, разлуку, неразделенную любовь. Влюбленные люди испытывают самые сильные чувства: Я спросила: "Чего ты хочешь?" Он сказал: "Быть с тобой в аду". Лирическая героиня Ахматовой всегда страдает, находится в состоянии отчаяния. В то же время она является сильной личностью, способной в одиночку справиться с постигшей ее бедой: Меня покинул в новолунье Мой друг любимый. Ну так что ж!
С любовной темой неразрывно связана тема смерти. Во многих стихотворениях упоминается возможная гибель лирической героини: "Пускай умру с последней белой вьюгой"; "И если я умру…" и др. Ахматова стала первой широко известной русской женщиной-поэтом и по своему отметила этот факт: "…быть поэтом женщине – нелепость". Уже в первых стихотворных сборниках наметился развившийся впоследствии пророческий дар Анны Андреевны: И давно мои уста Не целуют, а пророчат. Поэтесса сама указывает на неизбежный для нее конфликт между любовью и поэзией.
С началом Первой мировой войны в ее творчестве появляются мотивы самопожертвования и самоотречения. Голос Ахматовой постепенно приобретает всенародное звучание.
↑ Заключение
Большинство исследователей считает концом Серебряного века Октябрьскую революцию. Многие его представители эмигрировали из страны, многие расстреляны, оставшиеся подвергались яростной травле. Ахматова не покинула свою страну в годы суровых испытаний и разделила страдания своего народа. Одна из главных представительниц Серебряного века продолжала творить "под бледным небом родины моей".