Сочинение по стихотворениям Ахматовой с планом
↑ Вступление
Анна Андреевна Ахматова – одна из самых известных и знаменитых русских поэтесс XX века. Ее перу принадлежит огромное количество стихотворений, многие из которых уже давно считаются классическими. В творческом пути Анны Андреевны можно выделить несколько этапов, а в каждом из них – главные, отражающие ключевые события в жизни поэтессы и истории России произведения.
↑ "Сжала руки под темной вуалью…"
Большинство ранних стихотворений молодой Ахматовой посвящено любовной теме. Причем любовь в них всегда связана с какой-то трагедией. Поэтесса изображает влюбленных людей в критических ситуациях: при измене, разлуке и т.д. Большое влияние поэтесса уделяет незначительным на первый взгляд деталям, которые при внимательном рассмотрении раскрывают глубокие чувства и переживания героев. Один из самых ярких примеров этого периода творчества – стихотворение "Сжала руки под темной вуалью…". Трагедия выражается через косвенные фразы: "сжала руки", "искривился мучительно рот", "перил не касаясь", "улыбнулся спокойно и жутко". Они очень точно отражают внутреннее состояние влюбленных и масштабы обрушившегося на них несчастья. Лирическая героиня страдает намного сильнее и чувствует себя виноватой: "…терпкой печалью//Напоила его допьяна". Она произносит очень страшные по своей сути слова: "Уйдешь, я умру". Однако примирение невозможно. Возлюбленный в ответ говорит невероятно холодную, не оставляющую никакой надежды фразу: "Не стой на ветру".
↑ "Молитва"
Как известно, далеко не все представители Серебряного века откликнулись на начало Первой мировой войны. Для Ахматовой же это страшное событие стало началом нового этапа творчества, в котором громко зазвучал ее "плач" по страдающей Родине. В 1915 г. поэтесса написала небольшое стихотворение "Молитва", проникнутое огромной болью за Россию и надеждой на ее спасение. Произведение не имеет ничего общего с распространившимся в то время казенным патриотизмом. Лирическая героиня готова принести любую жертву, вплоть до лишения "таинственного песенного дара" ради спасения Родины. Со страстной мольбой она обращается непосредственно к Богу, надеясь на его заступничество и избавление от "темной тучи", нависшей над страной.
↑ "Не с теми я, кто бросил землю…"
Приход к власти большевиков, последовавшая за ним коренная ломка всей патриархальной России, Гражданская война привели к массовому бегству людей из страны. Для "непролетарских" поэтов и писателей было попросту опасно оставаться и подвергать свою жизнь ненужному риску. Однако для Ахматовой сама мысль об эмиграции казалась невыносимой. В 1922 г., в стихотворении "Не с теми я, кто бросил землю…" она гневно осудила людей, предавших свою Родину. Произведение не призывает к борьбе с новыми властителями. В нем отражается скорбь поэтессы по поводу происходящего в стране, безвыходное и ужасное положение противников советского режима: "Мы ни единого удара//Не отклонили от себя". В стихотворении вновь звучит пророческий голос Ахматовой: "…в оценке поздней//Оправдан будет каждый час…". Она абсолютно убеждена, что сделала единственно правильный выбор, разделив со своей Россией самые мрачные годы.
↑ "Реквием"
Ахматовский цикл "Реквием" – один из самых знаменитых литературных памятников эпохи сталинского террора. Расстрел мужа и арест сына сделали поэтессу еще одной безвинной жертвой кровавого режима. Судьбы Ахматовой, миллионов других женщин и всей многострадальной России полностью сливаются в цикле, что придает ему огромную силу и убедительность. "Реквием" насыщен гневными осуждениями репрессий: "безвинная корчилась Русь", "муж в могиле, сын в тюрьме", "кидалась в ноги палачу", "кричит стомильонный народ". Самым страшным выглядит убеждение лирической героини: "Надо, чтоб душа окаменела". Только таким образом можно выжить и сохранить рассудок в условиях постоянного страха.
↑ "Мужество"
Ахматова всегда четко разделяла понятия "государство" и "Родина", чего нельзя сказать о многих противниках коммунистического режима. В годы Великой Отечественной войны поэтесса выступила на стороне своего народа и создала патриотический цикл "Ветер войны". Самым значительным произведением цикла является стихотворение "Мужество". Ахматова, призывая к мужеству народа, заботится о сохранении самой главной ценности – "великого русского слова", ради которого не страшно лишиться крова и даже расстаться с жизнью. Это не просто громкие слова поэтессы. Фашистские захватчики придавали очень большое значение искоренению культуры "неполноценных" народов, т. е. их духовной смерти.
↑ Заключение
Рассмотренные стихотворения, конечно, не дают полного представления о творчестве Ахматовой. Отдельного внимания заслуживает ее "Поэма без героя", философская и любовная лирика последних лет жизни. Тем не менее, упомянутые произведения пользуются большой популярностью и позволяют назвать Анну Андреевну одной из ключевых фигур всей русской поэзии.