Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинения » Сочинение по стихотворениям Анны Ахматовой

Сочинение по стихотворениям Анны Ахматовой


Сочинение по стихотворениям Ахматовой с планом

 

Вступление

 

Анна Андреевна Ахматова – одна из самых известных и знаменитых русских поэтесс XX века. Ее перу принадлежит огромное количество стихотворений, многие из которых уже давно считаются классическими. В творческом пути Анны Андреевны можно выделить несколько этапов, а в каждом из них – главные, отражающие ключевые события в жизни поэтессы и истории России произведения. 

 

"Сжала руки под темной вуалью…"

 

Большинство ранних стихотворений молодой Ахматовой посвящено любовной теме. Причем любовь в них всегда связана с какой-то трагедией. Поэтесса изображает влюбленных людей в критических ситуациях: при измене, разлуке и т.д. Большое влияние поэтесса уделяет незначительным на первый взгляд деталям, которые при внимательном рассмотрении раскрывают глубокие чувства и переживания героев. Один из самых ярких примеров этого периода творчества – стихотворение "Сжала руки под темной вуалью…". Трагедия выражается через косвенные фразы: "сжала руки", "искривился мучительно рот", "перил не касаясь", "улыбнулся спокойно и жутко". Они очень точно отражают внутреннее состояние влюбленных и масштабы обрушившегося на них несчастья. Лирическая героиня страдает намного сильнее и чувствует себя виноватой: "…терпкой печалью//Напоила его допьяна". Она произносит очень страшные по своей сути слова: "Уйдешь, я умру". Однако примирение невозможно. Возлюбленный в ответ говорит невероятно холодную, не оставляющую никакой надежды фразу: "Не стой на ветру". 

 

"Молитва"

 

Как известно, далеко не все представители Серебряного века откликнулись на начало Первой мировой войны. Для Ахматовой же это страшное событие стало началом нового этапа творчества, в котором громко зазвучал ее "плач" по страдающей Родине. В 1915 г. поэтесса написала небольшое стихотворение "Молитва", проникнутое огромной болью за Россию и надеждой на ее спасение. Произведение не имеет ничего общего с распространившимся в то время казенным патриотизмом. Лирическая героиня готова принести любую жертву, вплоть до лишения "таинственного песенного дара" ради спасения Родины. Со страстной мольбой она обращается непосредственно к Богу, надеясь на его заступничество и избавление от "темной тучи", нависшей над страной.

"Не с теми я, кто бросил землю…"

 

Приход к власти большевиков, последовавшая за ним коренная ломка всей патриархальной России, Гражданская война привели к массовому бегству людей из страны. Для "непролетарских" поэтов и писателей было попросту опасно оставаться и подвергать свою жизнь ненужному риску. Однако для Ахматовой сама мысль об эмиграции казалась невыносимой. В 1922 г., в стихотворении "Не с теми я, кто бросил землю…" она гневно осудила людей, предавших свою Родину. Произведение не призывает к борьбе с новыми властителями. В нем отражается скорбь поэтессы по поводу происходящего в стране, безвыходное и ужасное положение противников советского режима: "Мы ни единого удара//Не отклонили от себя". В стихотворении вновь звучит пророческий голос Ахматовой: "…в оценке поздней//Оправдан будет каждый час…". Она абсолютно убеждена, что сделала единственно правильный выбор, разделив со своей Россией самые мрачные годы. 

 

"Реквием"

 

Ахматовский цикл "Реквием" – один из самых знаменитых литературных памятников эпохи сталинского террора. Расстрел мужа и арест сына сделали поэтессу еще одной безвинной жертвой кровавого режима. Судьбы Ахматовой, миллионов других женщин и всей многострадальной России полностью сливаются в цикле, что придает ему огромную силу и убедительность. "Реквием" насыщен гневными осуждениями репрессий: "безвинная корчилась Русь", "муж в могиле, сын в тюрьме", "кидалась в ноги палачу", "кричит стомильонный народ". Самым страшным выглядит убеждение лирической героини: "Надо, чтоб душа окаменела". Только таким образом можно выжить и сохранить рассудок в условиях постоянного страха.

 

"Мужество"

 

Ахматова всегда четко разделяла понятия "государство" и "Родина", чего нельзя сказать о многих противниках коммунистического режима. В годы Великой Отечественной войны поэтесса выступила на стороне своего народа и создала патриотический цикл "Ветер войны". Самым значительным произведением цикла является стихотворение "Мужество". Ахматова, призывая к мужеству народа, заботится о сохранении самой главной ценности – "великого русского слова", ради которого не страшно лишиться крова и даже расстаться с жизнью. Это не просто громкие слова поэтессы. Фашистские захватчики придавали очень большое значение искоренению культуры "неполноценных" народов, т. е. их духовной смерти. 

 

Заключение

 

Рассмотренные стихотворения, конечно, не дают полного представления о творчестве Ахматовой. Отдельного внимания заслуживает ее "Поэма без героя", философская и любовная лирика последних лет жизни. Тем не менее, упомянутые произведения пользуются большой популярностью и позволяют назвать Анну Андреевну одной из ключевых фигур всей русской поэзии.





3467 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    С целью де­цен­тра­ли­за­ции управ­ле­ния эко­но­ми­кой в 1957 г. были учре­жде­ны
    A18
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Тема родины в творчестве Ахматовой сочинение
Тема родины в творчестве Ахматовой сочинение
А. А. Ахматова на протяжении всей жизни чувствовала неразрывную связь со своей страной. Это чувство не позволило ей покинуть Россию после Октябрьской революции. Поэтесса резко отрицательно относилась к советской власти, но считала своим долгом
Анализ стихотворения Ахматовой Мужество
Анализ стихотворения Ахматовой Мужество
История создания Начало Великой Отечественной войны сплотило всех русских людей, независимо от их политических убеждений. Не стала исключением и А. Ахматова. Поэтесса не скрывала своего враждебного отношения к советской власти, но страшная угроза