10 век, с точки зрения исторического периода, насыщен важнейшими событиями, которые являются определяющими для всей дальнейшей истории Русского государства. Принятие в качестве официальной государственной религии христианства принято считать одним из самых главных событий. Но при этом довольно спорным считается утверждение, что только христианство способствовало духовному развитию населения Древнерусского государства. Культура наших предков была самобытна и самодостаточна задолго до принятия христианской веры.
Богатства народной культуры Руси этнографы начали собирать и изучать уже в 19 веке. Языческие обряды, сказки, песни, заговоры, былины, пословицы и загадки подтверждают, что на территории Древнерусского государства проживали талантливые и искусные мастера, ремесленники, умелые земледельцы. Красочные и искусно выполненные головные уборы, полотенца, украшенные вышивкой, деревянная утварь с резным декором, музыкальные инструменты и многие другие предметы, обнаруженные при археологических раскопках подтверждают даровитость и мастерство, присутствующее в русском народе.
О грамотности простого народа свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные археологами при раскопках древнерусских поселений. Поэтому, принятие в 988 году Киевской Русью христианства из рук Византии, позволил не только русской культуре приобщиться к достижениям мировой цивилизации, но и дополнить ее коллекцию. К сожалению, безжалостное время не сохранило для нас наиболее ранние памятники русской живописи 10 века. Великолепная 25-ти купольная Десятинная церковь Успения богоматери, возведенная в Киеве в конце 10 века, была уничтожена монголо - татарами. Остались лишь фрагменты фресок, украшавших этот собор, да свидетельства восхищенных современников. Десятинная церковь была главным храмом столицы князя Владимира. Величественное крестовокупольное сооружение с пятью нефами, было украшено великолепной мозаикой и фресками в византийском стиле. В этот период на Руси не было еще распространено каменное зодчество, но наши предки были искусными плотниками. Христианские церкви древнерусские зодчие возводили чаще из дерева. В конце 10 века в Новгороде русскими умельцами был сооружен великолепный деревянный храм “о тридцати верхах”, не имеющий аналогов в византийском зодчестве.
О степени развития народной культуры судят не только по материальным, осязаемым памятникам, которые можно потрогать или посмотреть. Фольклор или устное народное творчество – это важный раздел народной культуры. Именно фольклор более правдиво, без купюр и цензуры сохраняет и доносит до потомков мифологические и эпические сказания, которые передаются из поколения в поколение. В летописные своды более поздних периодов вошли эпические песни о княгине Ольге, отомстившей древлянам за смерть мужа, и о ее сыне Святославе Игоревиче. В конце 10 века возникает цикл былин о князе Владимире Красное Солнышко. Появляются первые записи в Новгородском Кодексе. По сохранившимся памятникам древнерусского устного народного творчества, которые собирали энтузиасты, желающие сохранить самобытную культуру русского народа, мы знакомимся с мифами о первых кузнецах, о временах начала пашенного земледелия, о давних и славных битвах со степными кочевниками. Именно из этих мифов и сказаний перекочевал в детские сказки жестокий и кровожадный Змей Горыныч.
Из верований тогдашних славян об устройстве Вселенной появляется такой персонаж как рыба-кит. Из языческих верований и обрядов дошел до нас образ дочки Весны и Мороза, прекрасной Снегурочки. Уже позже русские композиторы, художники, писатели и поэты на основе своих, исконно русских мифов создавали талантливые произведения. Замечательная пьеса Островского уводит нас в древнее царство берендеев, поклоняющихся богу солнца Яриле. Прекрасные картины художника Врубеля передают образы Девицы Лебедь. Римский-Корсаков своими операми на основе древнерусского фольклора выводит на мировую сцену череду чисто славянских персонажей. В этом подтверждение талантливости наших предков и неувядаемость подлинно народной культуры.