Официальное название этого церковного праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня , хотя в некоторых ветвях православия и католицизма названия могут несколько варьироваться. Народное название этого дня – Здвиженье. Празднуется он 27 сентября (в православии) и 14 сентября (в католической традиции). В Армянской Апостольской Церкви праздник этот скользящий – отмечается в то воскресенье, которое приходится на один из дней между 11 и 17 числами сентября.
Значение праздника. Данный праздник призван напомнить всем христианам о том событии, которое случилось, согласно церковной истории, в 326 г. близ Голгофы в Иерусалиме (места, где был распят Спаситель) – именно в этом году был обретен крест, на котором принял смерть Христос. Позднее, с VII в., этот день соединили с днем возвращения Креста из земель Персии греческим императором. Оба раза, и во время обретения, и во время прославления, Крест поднимался (воздвигался) предстоятелем, чтобы все собравшиеся почтить Святыню смогли, ее увидеть.
История праздника. В результате раскопок в Палестине возле Иерусалима, которые были предприняты по приказу царицы Елены – матери императора Константина, – была обнаружена пещера Гроба Господня, а близ нее – три креста. Чтобы определить, который из них стал местом гибели Спасителя, на кресты поочередно возложили больную женщину, которая исцелилась, едва взойдя на Крест Господень. (Хотя существует и несколько иная версия: найти Животворящий Крест смогли после того, как к нему прикоснулся умерший, которого собирались похоронить. Именно поэтому Кресту и было дано название «Животворящий»). Царица Елена увезла часть Креста и гвозди с собой в Константинополь. В Иерусалиме по приказу императора Константина воздвигли огромный и величественный храм, посвященный Воскресению Спасителя, который хранил Гроб Господень и Его Крест. На строительство храма ушло около 10 лет, и освящен он был уже 13 сентября 335 г.
Поэтому и празднование Воздвижения было установлено на следующий день – 14 сентября. Второе событие, связанное с этим днем – возвращение Креста из Персии после того, как он в течение 14 лет находился в тамошних землях. Царь Персии Хозрой, разбив греческое войско и разграбив Иерусалим, в качестве одного из трофеев забрал с собой Крест, а также пленил патриарха Захария. Затем, когда императору Ираклию удалось победить персов и заключить мир с сыном царя Хозроя, Крест с почестями вернули в иерусалимский храм. По преданию, император в торжественном облачении и царском венце нес Животворящий Крест в построенный в честь него храм, а рядом шел освобожденный из плена Захария. Однако, оказавшись у ворот на Голгофу, император не смог сделать дальше ни шагу. Тогда патриарх Захария пояснил ему, что идти дальше не позволяет Ангел Господень, говоря, что, когда Спаситель нес тот же Крест на Голгофу, он был в уничиженном виде. После того, как император снял порфиру и венец, а также сменил пышные одежды на простые, он смог внести Крест в церковь.
Богослужение. В православной традиции в день перед праздником положено всенощное бдение, в состав которого ранее входила малая вечерня, в ходе которой Крест с жертвенника переносили на престол. Однако эта традиция сохранилась лишь в некоторых монастырях. Поэтому сегодня в большей части православных храмов Крест просто возлагают на престол до того, как начнется служба. Затем, в ходе богослужения в праздничный день, Крест выносят через северную дверь храма, а затем кладут на аналой, где он лежит до 4 октября, когда отмечается день отдания Воздвижения. В этот день Крест уносят в алтарную часть храма.
Народная традиция. Вероятно, из-за церковного названия, в народе смысл праздника ассоциируется с движением, чаще всего – движением года к зиме. В этот день не полагалось начинать никаких новых дел, кроме строительства «обетных» церквей, часовен или установки придорожных крестов.