Создание самолета Ту-22 был запланирован на смену бомбардировщику Ту-16. Первый вариант воздушного лайнера был разработан за два года. Август 1957 года это день рождения прототипа дальнего сверхзвукового бомбардировщика, по прозвищу «Шило», за форму фюзеляжа, «Людоед» за самые высокие аварийные ситуации в ВВС Советского Союза.
Первый полет был совершен 21.06.1958 года.
↑ История создания бомбардировщика Ту-22
Проэктирование самолета началось в августе 1955 года в ОКБ Туполева. Первый полет экипажа летчика-испытателя Алашеева Ю.Т., был осуществлен на будущем бомбардировщике после установки на пробной конструкции двигателя. Этот вариант проходил под шифром «105».
Вторым вариантом шла разработка будущего сверхзвукового лайнера, имеющего шифр «105А». Данной конструкции предусматривались изменения аэродинамических схем, на ней строилась дальнейшая схема будущего бомбардировщика.
Большинство модификаций этого транспорта ориентировались на новую совершенную систему дозаправки топливом в процессе полета «шланг-конус», скопированную с лайнеров 3МС-2, Ту-16Н.
На основании этого самолета создавались воздушные машины для ведения разведки Ту 22Р:
- радиоэлектронной;
- радиотехнической;
- видовой;
- топографической и аэродинамической.
Сверхзвуковой самолет-бомбардировщика не ограничивался модификациями разведчика. На его основе была разработана учебная конструкция, дополненная кабиной для летчика-инструктора, транспорт радиоэлектронного противостояния помехам активного и пассивного характера в широком спектре диапазона волн.
РЛС, отличающаяся высокой, по тем временам мощностью, установленная на Ту-22П, позволяла обнаруживать цели в воздухе, корректировать на них направление истребителей, и наземным ПВО. Ту-22 выпускался сериями до конца 1969 года.
Конструктивное оснащение бомбардировщика Для самолета, созданного в качестве бомбардировщика с характеристиками сверхзвукового лайнера, поставлялось современное и совершенное по тем временам оборудование:
- «Рубин-1А» - мощное РЛС переднего обзора;
- ТП-1 пушечный телеприцел;
- пушечная установка «Аргон-2»;
- бомбардировочный навигационный автомат;
- радиовысотомер серии РВ-25А; радиокомпас;
- автоматическая станция помех пассивного характера АПП-22;
- «Сирень» - станция помех;
- Кресла для катапультирования экипажа;
- встроенная в носовую часть воздушного судна топливоприемная штанга.
↑ Итоги
Эксплуатация судна с именем Ту-22 дала его конструкторам комплекс недостатков:
- высокие сверхзвуковые скорости создавали тяжелое управление судном;
- нагрев обшивки при выполнении полета на высокой скорости.
Конструкция бомбардировщика требовала доработки практически в течение всех лет его эксплуатации. Число падений воздушного транспорта этой категории достигло около 70 случаев. Непростая судьба сверхзвукового бомбардировщика, потери, исправление недостатков, позволили объединить накопленный опыт ошибок и исключить их при создании принципиально нового воздушного корабля ракетоносца Ту-22М.