Назначение Ту-154 - пассажирские перевозки на авиалиниях средней дальности. Перед конструкторским отделом Туполева А.Н. была поставлена новая задача: создание пассажирского лайнера нового поколения, имеющего уникальные характеристики: по дальности и надежности Ил-18; скорости Ту-104; взлетным и посадочным характеристикам Ан-10.
↑ Создание реактивного пассажирского авиалайнераТу-154
Рабочая схема лайнера создавалась группой ведущего конструктора С.М. Егера. Отработка и совершенствование технических и летных характеристик продолжалась составом отдела А.А. Туполева и Шенгардта.
Первый полет на реактивном пассажирском самолете совершил летчик-испытатель В.Ю. Сухов с экипажем 3.10.1968 года. Куйбышевский завод №18 спустя год приступил к серийному выпуску среднедальнего реактивного пассажирского лайнера.
Авиасалон Ле-Бурже впервые увидел пассажирский сверхзвуковой транспорт в этом же году. Пассажирский воздушный транспорт разработан Туполевым от начала до конца, не опираясь на конструкции военных модификаций.
↑ Технические характеристики Ту-154
- Длина самолета - 47,9м;
- Высота самолета - 11,4м;
- Размах крыла - 37,55м;
- Высота салона - 2,02м;
- Ширина салона - 3, 58м;
- Экипаж - 4 человека.
↑ Конструкция и оснащение Ту-154
Самолет с перспективой работы на авиамагистралях средней дальности, создавался в соответствии с соблюдением всех требований авиационной безопасности и применением последних технических изысканий. Для пассажирского реактивного лайнера характерны:
- схема моноплана свободнонесущего, имеющего стреловидное крыло;
- самолет оснащен тремя турбовентиляторными двигателями, обеспечивающими эксплуатацию лайнера независимо от климатических условий;
- носовая, часть фюзеляжа и его середина конструктивно представляют одну герметизированную кабину с перегородками, отделяющими пассажирские салоны от кабины экипажа;
- применение оборудования, состоящего из элементов легкой реконструкции, чем обеспечивается возможность изменения количества кресел в салонах;
- хвостовая часть фюзеляжа, не имеющая герметизации, используется для размещения двигателя, силовой вспомогательной установки, а также в качестве грузового отсека;
- трехстоечное, с носовой стойкой шасси воздушного корабля забираются в конструкцию гондолы на крыле самолета;
- в пассажирском салоне размещен кондиционер, работа которого обеспечивается вспомогательной силовой установкой;
- радиоэлектронное оборудование включает навигационный вычислитель местоположения воздушного судна, локатор метео-навигационный «Гроза-154». Бортовое радиолокационное устройство автоматического измерения и индикации путевой скорости и угла сноса.
↑ Эксплуатационные характеристики лайнера Ту-154
Выпуск пассажирского реактивного перевозчика пассажиров завершился в 2005 году. 22 модификации составили 926 самолетов. Более 150 воздушных судов эксплуатировались в воздушном пространстве Болгарии, Польши, Румынии, Кубы, Китая, Ирана, Венгрии, Югославии, Чехословакии, Германской демократической республики. Компания модернизирует используемые на авиалиниях России самолеты. В соответствии с требованиями современности разработаны лайнеры с VIP-салонами. Большое внимание уделяется интерьеру салонов, оборудованию.
↑ Интересные факты
- За воздушным пассажирским лайнером Туполева закреплены самый короткий беспересадочный маршрут из Ташкента в Наманган – 189 километров, и маршрут длиной 6 600 километров из Москвы в Якутск;
- отказавшие системы управления и навигации самолета, вынудили экипаж совершить посадку на заброшенную в лесу площадку для вертолетов. Посадка завершилась небольшими повреждениями воздушного пассажирского судна и стрессом пассажиров;
- у пассажирского судна Туполева насчитывалось несколько прозвищ: «Полтинник», «Аврора», «Большая Тушка», 2Туполь», «Марья Ивановна».