Ту-114 был разработан конструкторским отделом Туполева в середине прошлого века по заданию правительства.Н.Базенков был ведущим конструктором.
Самолет впервые в небо поднял летчик-испытатель А.Якимов 15.11.1957 года.
Перед авиационными инженерами была поставлена непростая задача создания пассажирского летательного аппарата для дальнемагистральных перелетов, сочетающего в себе вместительность, мощность, экономичность и высокую надежность.
Имея опыт конструирования пассажирских лайнеров на базе венных самолетов, Туполев сразу принял в работу бомбардировщик Ту-95.с отличными летными характеристиками
↑ Требования к новому пассажирскому авиалайнеру Ту-114
Министерства гражданской авиации поставило следующие требования к новой конструкции самолета:
- количество пассажирских мест не менее 10;
- дальность маршрута не менее 1000 км;
- крейсерская скорость выше 750 км/час.
Новый авиалайнер должен по всем функциям соответствовать самолетам, имеющих марку «Ил»:
- иметь высокую степень безопасности полета;
- обслуживать аэродромы с короткими взлетно-посадочными полосами с плотным грунтовым и бетонным покрытием;
- эксплуатироваться в ночное время суток;
- садиться и взлетать с аэродромов с метеоусловиями 2 категории ИКАО;
- обеспечивать удобство и комфорт пассажирам во время перелета.
↑ Характеристика пассажирского самолета Ту-114
Новый летательный аппарат, благодаря заложенному в его схему принципа независимости от источников питания на земле, может использоваться в широком диапазоне местных воздушных линий в технически слабо оснащенных .аэропортах. Это даёт возможность обеспечивать небольшие города авиалиниями.
Конструкция самолета представляла уникальную схему для пассажирских авиалайнеров ХХ века:
- это турбовинтовой лайнер с низкорасположенным стреловидным крылом, собранным из двух панелей и однокилевым оперением; подвижный управляемый стабилизатор;
- фюзеляж круглого сечения имел двухпалубную компоновку с расположением кухни, багажа и грузов н нижней части и размещением кабины экипажа и пассажирского салона в верхней его части;
- четыре мотора ТВ7-117С с воздушными соосными винтами, вращающимися в противоположных друг другу направлениях;
- длина самолета - 54,10м;
- Высота самолета - 15,50м;
- размах крыла - 54,10м;
- экипаж - 5 человек.
Завод №18 в городе Куйбышеве стал предприятием, которому был доверен выпуск первого дальнемагистрального турбовинтового лайнера. Успешно эксплуатируемая на внутренних и международных авиалиниях машина, представляла собой надёжную и экономичную конструкцию.
Всего завод выпустилдо 1965 года 31 единицу летательных аппаратов. Авиалайнер служил Аэрофлоту до1976 года. За всё время эксплуатации пассажирского лайнера создалась только одна аварийная ситуация. Это случилось в аэропорту Шереметьево при взлете в ночное время, в сложных метеоусловиях.