ТУ-16 - название этого знаменитого реактивного бомбардировщика происходит от фамилии известного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. Первая модель этого самолета появилась после завершения Второй мировой войны и до сегодняшних дней состоит на вооружении Китая.
↑ История создания ТУ-16
ТУ-16 разрабатывался Конструкторским бюро «Туполев». В период Великой Отечественной войны правление СССР определило перед коллективом Туполева важную цель: за кратковременный срок спланировать и наладить производство скоростного бомбардировщика, летающего на дальние расстояния.
В конце 1940-х было решено сконструировать новый бомбардировщик с турбовинтовыми двигателями и соосными воздушными винтами. Основным авиаконструктором Ту-16 стал Дмитрий Сергеевич Марков. Проект разрабатывался восемь месяцев.
В начале 1952 года уже был собран первый самолет. Но его конструкция была значительно перегружена и команде Туполева, пришлось избавить самолет от лишнего веса, и в то же время, снабдить его специальной защитой от губительных факторов ядерного взрыва.
После некоторых доработок Ту-16, прототипом которого послужил Самолет «88», в 1953 году было запущено массовое изготовление на авиазаводе города Казань, где создали первые 800 единиц.
↑ Ключевые показатели ТУ-16
- Численность экипажа 6–7 человек варьирует от разновидности версии Ту-16
- Тяга двигателей 2x9650 КГС
- Размах крыльев 33,0 м
- Длина 34,8 м
- Высота 10,4 м
- Масса пустого самолета 37 200 кг
- Максимальная дистанция полета 5925 км
- Максимальная скорость 1050 км/ч
- Радиус боевого применения 3150 км
↑ Интересные факты о Ту-16
За все время нахождения на боевом дежурстве было выпущено в свет около полутора тысяч машин Ту-16 многообразных версий;
- Ту-16 использовался авиакомпанией «Аэрофлот» для доставки почтовых грузов;
- В период Олимпийских игр 1980 года Ту-16 рассеивали облака над Москвой;
- Ту-16 – первый дальний бомбардировщик с турбореактивным двигателем в СССР и второй в мире серийный самолет этого класса;
- Версии Ту-16, изготовляющиеся по лицензии под названием Н-6, в настоящее время являются боевыми единицами вооруженых сил Китая;
- Ту-16 послужил первообразом советскому пассажирскому реактивному самолету Ту-104. Был на вооружение таких стран, как СССР, Россия, Украина, Белоруссия, Египет, Индонезия, Ирак, Армения, Грузия, Азербайджан.
В заключение можно добавить, что Ту-16 являлся многоплановым самолетом, он выполнял функции бомбардировщика, ракетоносца, торпедоносца-бомбардировщика, разведчика, морского поисково-спасательного самолёта, а также Циклон - разведчика, предназначавшегося для наблюдения за погодой.
Он применялся для бомбардировки в таких военных конфликтах, как Шестидневная война на Ближнем Востоке, Арабо-Израильской войне, Ирано-Иракской войне, а также в Афганской войне. Многие года Ту-16 был одним из главных самолетов в военно-воздушной составляющей сил стратегического сдерживания СССР.