Самолет ИЛ 114 Ил-114 пришел на смену самолету Ан-24, обслуживающего региональные авиалинии России.
Эксплуатация этого пассажирского авиалайнера перестала удовлетворять современным требованиям.
Выработка ресурса сводила парк летательных аппаратов к заметному сокращению.
↑ Требуемые характеристики к новому самолету
- Более высокие требования к пассажирским авиалайнерам: количество пассажирских мест должно соответствовать 60 и более;
- высокая надежность;
- крейсерская скорость не ниже 500 км в час;
- дальность перелета до 10 000 км;
- возможность эксплуатации во всех регионах России на аэродромах, имеющих бетонированные и грунтовые взлетно-посадочные полосы.
С предложением создания такого летательного аппарата выступил конструкторский отдел им. Ильюшина. В Министерстве гражданской авиации предложение поддержали, к середине 1987 года был разработан и построен макет лайнера в полном масштабе.
Для обслуживания местных авиалиний новым лайнером был намечен второй квартал 1991 года. Экономической службой аэрофлота была рассчитана количественная потребность новых машин. Предполагалось производство от 1500 до 2000 машин. Серийный выпуск самолетов был намечен на авиационных заводах Ташкента и Москвы.
Новый летательный аппарат должен иметь все необходимые качества для перевозки грузов на авиалиниях Арктики и Антарктиды. Это обеспечивало возможность создания машин на базе Ил-114 для патрулирования, определения динамики ледового покрова северных морей и океана, разведки рыбных косяков для рыболовных судов.
↑ Особенности конструкции нового авиалайнера
Новый летательный аппарат должен иметь все необходимые качества для перевозки грузов на авиалиниях Арктики и Антарктиды. Это обеспечивало возможность создания машин на базе Ил-114 для патрулирования, определения динамики ледового покрова северных морей и океана, разведки рыбных косяков для рыболовных судов. В устройстве самолета предусмотрен принцип независимости от нсточников питания аэродрома, что обеспечивает его автономность и способность выполнения взлетно-посадочных действий на небольших аэродромах.
Воздушный пассажирский перевозчик для местных авиалиний имеет:
- схему моноплана свободнонесущего, с крылом трапецевидным, низкорасположенным и классическим опрерением;
- два двигателя мощностью 2500 л.с., расположенные на крыле, оснащенные воздушными винтами с шестью лопастями, малошумными, с системой автоматического поворота лопастей в положение, в котором исключается авторотация винта при отказе двигателя;
- крыло совершенное аэродинамического уровня, имеющее выдвижные двухщелевые закрылки с дефлектором, приспособлением, служащим для уменьшения посадочной скорости; фюзеляж цельнометаллический - классический круглый, 2,8 м в сечении обеспечивает компактное расположение пассажирских кресел в виде блоков на два места, общивка фюзеляжа представляет конструкцию из алюминиевого сплава; пассажирский салон занимает среднюю часть фюзеляжа, носовая часть отведена под багажное отделение, хвостовую часть занимает грузовой отсек;
- левый борт оснащен входной дверью и встроенным бортовым трапом для входа и выхода людей; трехопорное шасси убираются в гондолы крыльев.
↑ Современное состояние
Серийный выпуск самолетов до 2012 года продолжался на Ташкентском заводе. Их количество составляло 17 машин. В прошлом, 2014 году, президентом России принято решение оценки целесообразности выпуска Ту-114 на авиационном заводе города Самары. В конце 2014 года вице-премьер Рогозин передал общественности решение президента об организации выпуска пассажирского авиалайнера Ил-114.