ИЛ 38 противолодочный самолет, разработанный для обнаружения и уничтожения мобильных подводных конструкций нового послевоенного периода.
С окончанием Второй мировой войны начался этап создания вооружения нового поколения на основе ракетных технологий вермахта, которые стали достоянием стран, участниц военных действий.
Главным направлением стала задача создания подвижных систем вооружения скрытных, мобильных, обладающих высокой живучестью. К такому виду вооружения относились подводные лодки.
↑ Противолодочный моноплан, особенности конструкции
В результате исследовательских комплексных работ конструкторы пришли к выводу, что лучшим способом обнаружения и поражения субмарин является авиация ВМФ, оснащенная необходимыми приборами и оборудованием. Наиболее подходящим к этим требованиям оказался самолет Ил-38.
Рождение противолодочного судна датируется серединой 1960 года. До начала выполнения программы создания нового воздушного корабля была определена базовая модель Ил-18В. Самолет имел хорошие летные характеристики, зарекомендовал себя как транспорт высокой надежности.
Рождение нового самолета для поиска, обнаружения и нейтрализации подводных лодок началось с использования конструкции пассажирского воздушного судна Ил-18В. Разработка проходила под шифром «Тунец».
Выпуск серии противолодочной конструкции авиалайнера дальнего действия, самостоятельного разведывательного поиска субмарин, проведения не только поисковых, но и спасательных операций, минирования акватории был произведен в конструкторском бюро Ильюшина.
Противолодочное воздушное судно было укомплектовано новейшими комплексами пилотажной навигации, включающими радионавигационные автоматизированные системы обнаружения подводных лодок.
Новейшее воздушное судно представляло собой устройство, имеющее:
- цельнометаллическую схему моноплана;
- прямое крыло, имеющее вид трапеции с четырьмя турбовинтовыми двигателями;
- хвостовое оперение традиционное однокилевое;
- шасси трехстоечное, имеющее переднее носовое колесо;
- два грузовых отсека, обустроенных в середине корпуса самолета, предназначенные для размещения поисковых противолодочных систем и средств их уничтожения:
- обтекатель антенны «Беркут 38» расположен под кабиной лайнера;
- обтекатель датчика магнитометра в корме судна. Воздушное судно, впервые в практике советского конструирования самолетов, имело на борту цифровую вычислительную машину в комплексе поисково-прицельного устройства «Беркут-38».
↑ Технические характеристики ИЛ-38
- Длина самолета - 40,08м
- Высота самолета - 10,12м
- Размах крыла - 37,42м
- Скорость максимальная - 685км/ч
- Дальность максимальная - 8500км
- Экипаж - 7 человек
↑ Боевые возможности воздушных кораблей Ил-38
Первый вылет ИЛ-38 был 27.09.1961 года. Экипаж возглавлял летчик-испытатель В.Коккинаки. На боевой службе противолодочные воздушные устройства состоят в течение тридцати лет.
Экипажи самолетов обнаруживали неопознанные подводные корабли в Баренцевом море и Тихом и Индийском океанах, причем личным составом воздушного корабля отслеживался только чистый шум, без характерных винтовых звуков двигателей подводных лодок.
Фирмы Ильюшина не оставляют своих детищ без внимания, Модернизация воздушных судов, комплектация их новейшим оборудованием проводится постоянно. Самолет Ил-38Н, созданный на базе Ил-38, получил совершенное радиоэлектронное бортовое оборудование.
На борту модернизированного судна доступно размещение до 9 тонн вооружения, радиус дальности слежения за надводными судами увеличен до 320 км, субмарины противолодочный корабль обнаруживает на расстоянии около 150 км. Поисковые характеристики самолетов существенно выросли.