Фомичёв Юрий Николаевич
2 апреля 1924 года родился в Саратовской области, в селе Борки, за год до начала войны семья его переехала во Владимирскую область в деревню Марково, не задолго до войны снова переезд с семьей в город Орехово-Зуево.
Был призван на войну в 1942 году с завода «Респиратор». Связист.
Сразу после призыва выдержал много мелких и крупных сражений. Дважды чудом избежал смерти. Первый раз это случилось в самом начале его военной службы, когда он отправился к реке за водой для солдатской каши и обнаружил, что на противоположном берегу расположился немецкий отряд. Немцы тоже заметили советского солдата с двумя котелками в руках. За мгновение фашисты поняли - где-то рядом находится их противник, развернули орудия. Начался артобстрел. Юра бежал предупредить товарищей, по тему стреляли, он слышал, как разрываются снаряды позади и впереди него, понимая, что один из них непременно попадёт в цель. И это случилось. Под ноги восемнадцатилетнему парню упал снаряд.
И не взорвался. Юра остался жив и всё рассказал сослуживцам. В тот день никто из них не умер. Второй такой случай произошел во время окапывания. Неожиданно началась бомбёжка. Юру спасла русская земля, мягкая, вскопанная. Снаряд упал рядом, в полуметре от него, в перекопанную землю. И снова не взорвался.
Позже, Юрий Николаевич редко вспоминал о войне, мало рассказывал. Только обрывки фраз. Краткие воспоминания. Сухие, жёсткие мужские слова – «Мы шли на них стеной с пустыми руками», «Выжить мог тот, кто подхватит винтовку убитого», «В атаку шли молча», «Спать было негде, ложились в перекопанную со снегом землю, а утром выдирали друг друга изо льда за воротники шинели». «Никто не болел», «От простуды никто не умирал».
О массовых боевых действиях он не рассказывал никогда, молчал и о ранениях. Только после его смерти ( 9 ноября 2005 года) внуки, разбирая его вещи, поняли, что он был участником и Сталинградской битвы – 2 февраля 1943 года, одного из важнейших сражений ВОВ, где были разгромлены не только немецкие войска, но и войска их союзников, была и Курская дуга – 23 августа 1943 года – одно из ключевых и самое крупное, величайшее танковое сражение, после которого Красная армия перехватила стратегическую инициативу и продолжила освобождать земли от немецких захватчиков.
Мало кто прошёл всю войну невредимым. У Юрия было обморожение, которое случилось во время очередного переброса не первую линию фронта. Горел. Это произошло, потому что фашисты подожгли поля пшеницы, пытаясь уничтожить затаившихся там советских солдат. Был дважды ранен. Ранение в руку. Тогда его выходили в полевом госпитале. А после было ранение в бедро с разрывом артерии. Ситуация была настолько серьёзной, что никто не обратил внимание на глубокую царапину на затылке. И только спустя много лет обнаружилось, что причиной той царапины был осколок разорвавшегося снаряда, который на излёте попал в основание черепа и чудом не убил. С этим осколком Юрий прожил всю жизнь. Судьба хранит своих героев.
Мой дед, Фомичева Юрий Николаевич, никогда не выставлял напоказ свои награды. А было чем гордиться: 42 год – Медаль за отвагу, 43 год – Медаль за отвагу, 43 год – Орден Великой Отечественной Войны, 43 год – Медаль за боевые заслуги. Медаль за 20 лет безупречной службы. И юбилейные: 25, 40, 45.
Служба не окончилась с окончанием Великой Отечественной Войной. Продолжалось освобождение территорий. Полк перебрасывали постоянно. Венгрия, Польша, Австрия, Украина. В Киевском военном округе сержантом поступил в Киевское училище связи, окончил его офицером. Службу нёс в артиллерийском полку в должности начальника связи полка. В Киеве женился, а в городе Николаеве у него родилась двойня. Сыновья.
В 60-х годах в связи с сокращением армии, был демобилизован. С молодой женой и двумя сыновьями вернулся в Орехово-Зуево, где жили его родители и три сестры, все вместе и ютились в одной квартире. Жили дружно. Юрий Николаевич закончил училище телевизионных мастеров и устроился в телеателье на ул. Гагарина, где проработал всю свою мирную жизнь. Позже, как участник ВОВ, получил квартиру от государства. И до конца жизни сохранил неповторимый оптимизм, невероятное здоровье, и отрицал всякое унынье.
Его сыновья, внуки, внучки и правнуки никогда не забудут той воны, не забудут эту жертву, отвагу, боль, силу, слёзы, потери, радость, не забудут мощь стариков, бесстрашие детей, мужество женщин и самоотверженность мужчин, что вынесли победу на своих обессиленных руках, не забудут имена героев, не забудут и подвиг солдат, чьих имен мы не узнаем никогда.