«Детство, опалённое войной»
22 июня 1941 г.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Степан Щипачев
У каждого своя война. Для одних – это рассказы о героях и подвигах, для других – изучение истории войны. А для меня война навсегда связана с моей прабабушкой – Натальей Петровной Кульшевой (в девичестве Кузьменкова). Накануне 70-й годовщины Победы я хочу вспомнить её рассказы о военном детстве, которые навсегда запали мне в душу. Они говорят о страшной трагедии, пережитой нашим народом. Это было детство, опалённое войной.
Родилась прабабушка в селе Тупицы Ельнинского р-на Смоленской обл. Папу у неё звали Пётр Макарович, а маму – Анна Ивановна. Кроме неё, в семье было ещё двое детей: брат Николай и младшая сестра Евдокия. Моя прабабушка с ранних лет много трудилась: помогала по хозяйству, заботилась о брате и сестре. А ещё прабабушка помогала прокормить семью (она работала няней).
Когда началась война, ей было шестнадцать лет. Она рассказывала: «Помню, что после того, как объявили о начале войны, в душе появилась щемящая тревога, которая ни на минуту душу не отпускала…»
Смоленская земля оказалась на пути главных сил фашистского вторжения, поэтому детей срочно стали эвакуировать. Прабабушку вместе с братом и сестрой посадили в открытый эшелон и повезли подальше от военных действий. И вдруг налетели немецкие самолеты, и давай бомбить. Взрывы, пыль, гарь вокруг. Все старались прижаться друг к другу, чтобы не было так страшно.
После очередной бомбёжки началась паника. Прабабушка потеряла из виду Колю и Дуню и не смогла их найти. В это время сильно ранило братика прабабушки в голову. Дуняша постоянно ухаживала за ним. Именно тогда судьба развела близких людей на долгие – долгие годы. Коля с Дуней попали в Московскую область, а прабабушка оказалась в Пензенской области, в селе Никульевка.
Но вернёмся сначала на родину Натальи Петровны, где остались её родители. Гитлеровское командование рассчитывало к концу июля 1941г. с ходу захватить Смоленск, овладеть междуречьем Днепра и Западной Двины и тем самым открыть себе кратчайшую дорогу на Москву. Но фашистские стратеги просчитались.
10 июля началась одна из крупнейших битв начального периода - Смоленское сражение, продолжавшееся на огромном пространстве до середины сентября 1941 г. В ней наши воины героически сдерживали натиск ударной группировки фашистских армий "Центр". Две недели они вели кровопролитные бои на улицах Смоленска. Бои под Ельней закончились разгромом нескольких отборных дивизий противника и освобождением города.
Гитлеровцы впервые испытали на себе силу нового советского оружия - ракетной артиллерии - легендарных "катюш". Большую помощь Красной Армии оказало мирное население области. Десятки тысяч стариков, женщин, девушек и юношей, которые заменили мужчин, ушедших на фронт, участвовали в строительстве оборонительных укреплений, аэродромов, мостов и других сооружений, для борьбы с вражескими десантниками создали истребительные батальоны и сотни групп самообороны.
Организовывались партизанские отряды, которые развернули активную диверсионную деятельность на коммуникациях врага, срывали подвоз вооружения, боеприпасов и другого военно-технического имущества к фронту, не давали фашистам вывозить с захваченной территории продовольствие, сырье, лес, спасали смолян от угона на каторжные работы в Германию. Родители моей прабабушки стали помогать партизанам, тесно с ними сотрудничали.
Несмотря на беспримерное мужество, проявленное нашими бойцами, всеми жителями в ходе Смоленского сражения 1941 г., к 12 октября фашистам удалось временно захватить всю территорию области. В захваченных районах гитлеровцы установили режим кровавого террора. Село, в котором жили родители моей прабабушки, также захватили фашисты. Они
узнали, что Пётр и Анна тесно сотрудничали с партизанами и жестоко расправились с ними. Так моя прабабушка осталась без мамы и папы. Фашисты сжигали деревни, расстреливали мирное население, подвергали патриотов самым жестоким пыткам.
Более двух лет область была фронтовой. Гитлеровцы упорно держались за оккупированные районы, рассматривая их как плацдарм для последующего наступления на Москву. Здесь были сосредоточены основные резервы фашистской группы армий "Центр", созданы мощные оборонительные рубежи, ни на день не прекращались кровопролитные бои с гитлеровцами. Однако никакими зверствами и насилием фашисты не смогли поколебать героического духа смолян, поставить их на колени.
А тем временем в селе Никульевка мою прабабушку после эвакуации приютила семья Степановых (Матрёна Михайловна и Никита Дмитриевич). Наталья Петровна с большой благодарностью всегда вспоминала о них. По её рассказам, это были очень добрые и чуткие люди. Они поделились с ней всем необходимым, ведь у неё ничего не было. И не было рядом ни одного родного человека, к которому можно было бы обратиться за помощью в трудную минуту. А для прабабушки настало очень трудное время: нужно было обжиться на новом месте, познакомиться с новыми людьми. А главное – не потерять веру в то, что где-то есть родные люди. Именно эта вера помогала быть прабабушке сильной. Девятого июля сорок первого года прабабушка была принята в село Никульевка трактористом СТЗ. Хрупкой девчонкой в шестнадцать лет она управляла трактором. Меня поразил рассказ о том, как она работала в ночную смену на полях. Для освещения пути использовали свечи.
Трудилась моя прабабушка сорок лет в одном селе. Она работала и свинаркой, и бригадиром МТФ.
Наталья Петровна была награждена
• медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.»;
• юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.»;
• юбилейной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.».
Она имела удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. Моей прабабушки теперь уже нет в живых, но я помню её немного выцветшие голубые глаза, узловатые натруженные руки и сгорбленную от трудов и горя спину. Прабабушка Наташа всегда была трудолюбивой и ни с кем никогда не ругалась.
Хочется сказать спасибо ей и всем ветеранам! Благодаря Вам мы живём!
2017 г.