Императрица Мария – это боевое судно класса линкор-дредноут. Главный корабль типа «Императрица Мария» (всего было создано четыре подобных суда).
↑ История создания
Российская империя нуждалась в мощных боевых судах, бля того чтобы получить полное военное превосходство над Турцией. Для этого нужно было серьезно усилить весь Черноморский флот.
Император Николай решил, что это можно сделать, построив несколько линкоров, схожих с проектом «Севастополь». Однако в отличии от «Севастополя», «Императрица Мария» должна иметь меньшую скорость хода, но более солидное бронирование, а также должно быть установлено несколько сильнейшее вооружение.
«Императрица Мария» была заложена в 1911 году. Приблизительная стоимость каждого корабля данного класса была следующей – около 28 млн. рублей. Судно планировали спустить на воду уже в 1913 году. Так и случилось, постройка корабля была завершена в срок.
Своему названию судно обязано императрице Марии Федоровной – супруге российского императора Александра III и матери императора Николая II. Судно было введено в эксплуатацию уже в 1915 году, но до конца оно не было достроено, так как началась Первая мировая.
↑ Технические характеристики
- Полное водоизмещение судна – 25 тыс. тонн;
- Длина корабля – 169 метров;
- Ширина суда – 28 метров;
- Осадка – 9 метров;
- Силовая установка – четыре паровых турбины общей мощностью в 27 тыс. лошадиных сил;
- Максимальная скорость хода – почти 39 км/час или 21 узел;
- Максимальная дальность хода – 3 тыс. морских миль;
- Экипаж судна – более 1200 человек.
↑ Вооружение
На момент своего создания «Императрица Мария» обладала достаточно солидным вооружением как для корабля данного класса. Главный калибр представлял собой четыре артиллерийские установки калибром в 305-мм, а также двадцать установок калибром в 130-мм.
Императрица Мария линкор фото
Для защиты с воздуха на корабле было установлено пять зенитный артиллерийских орудия калибром в 75-мм. «Императрица Мария» могла запускать и торпеды с помощью четырех торпедных аппаратов – 457-мм каждый.
↑ История службы
Как только корабль поступил на службу, баланс сил изменился – «Императрица Мария» была серьезным доводом на море. Ему довелось поучаствовать в Первой мировой войне. Он участвовал в прикрытии союзных судов и самое главное – был участником Трапезундской десантной операции.
В 1916 году новым главнокомандующим Черноморским флотом был назначен один из самых опытных моряков в империи – Колчак. Он сделал «Императрицу Марию» своим флагманом и постоянно выходил на судне в море.
линкор Императрица Мария на службе фото
Катастрофа «Императрицы Марии» В октябре 1916 года на борту корабля взорвался пороховой погреб и взрыв пустил корабль ко дну. В результате катастрофы более 200 моряков погибли и еще около сотни были тяжело ранены. Адмирал Колчак руководил спасением моряков после трагедии.
Первые работы по подъему «Императрицы» начались в 1916 году – почти сразу после катастрофы. В 1918 году корпус был оттянут в док (башни отделились от корабля и затонули отдельно), но работ по его восстановлению не было (причины: война и революция). В 1927 году было решено разобрать линкор на металлолом.
↑ Интересные факты
- Точных причин взрыва порохового погреба до сих пор нет;
- Ровно 40 лет спустя на этом же месте затонул еще один линкор – «Новороссийск».