Ю. В. Бондарев – советский писатель, автор повестей и романов «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Берег», «Выбор», «Игра» и других произведений.
↑ Поколение войны
Мальчишки, едва закончив школу, едва достигнув совершеннолетия, становились мужчинами, защитниками, которым пришлось взвалить на свои еще не окрепшие плечи непомерный груз войны. Юрий Бондарев – один из этого поколения. Он родился 15.03.1924 в городе Орске Оренбургской области в семье простых тружеников. Его отец в последствии получил юридическое образование и работал следователем.
Сначала семья жила на Южном Урале, потом по долгу службы – некоторое время в Средней Азии. Там и проходило детство будущего писателя. В 1931 г. Бондаревы переехали в Москву, где их сын стал первоклассником, проучился почти до окончания школы. А потом началась война. Семью эвакуировали в Казахстан. И вот оттуда Юрий Бондарев ушел воевать. Но сначала вчерашних выпускников школ нужно было в короткие сроки обучить военному делу. Юрий не был исключением.
После окончания Бердичевского пехотного училища уже в качестве командира минометного расчета он отправился на фронт. Это было в 1942 году. «Университеты» Бондарева, как и всех остальных юношей этого поколения, проходили на войне, именно она стала его умным и суровым учителем жизни. На фронте И сразу – в эпицентр войны, в Сталинград. Там шли кровопролитные бои, и теперь уже каждый школьник знает, что Сталинградская битва продолжалась более полугода, и наша победа в ней, хоть и досталась дорогой ценой, но переломила весь ход Второй Мировой войны.
Юрий Бондарев в составе 98-ой дивизии участвовал в яростных боях за Сталинград. Зимой получил контузию и обморожение и, конечно, оказался в госпитале. Лечение и молодые силы организма быстро поставили Бондарева в строй. Его направили в 23-ю Житомирскую дивизию, в составе которой он форсировал Днепр и в жесточайших битвах освобождал Киев. Позже (1944), находясь в распоряжении уже 191-ой дивизии, он участвовал в боях за Польшу, дошел до Чехословакии. А потом его направили учиться в Чкаловское артиллерийское училище, поэтому встретить Победу в Берлине ему не довелось.
↑ Творчество
Годы, проведенные на войне, стали мерилом человеческих ценностей для Юрия Бондарева как личности и как писателя. Известность ему принесли повести о войне: «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», а роман «Горячий снег» утвердил его крепнущий талант.
↑ «Горячий снег» (1965 – 1969)
Характеры – вот, что главное в литературе. Герой «Горячего снега» - юный лейтенант Кузнецов, имея стержень порядочности, чести, патриотизма, за одни сутки боя приобрел столько жизненного опыта, на сколько в обычных условиях ушли бы годы. Он учился принимать ответственность на себя, преодолевать страх, управлять боем, быть решительным и мудрым командиром. Бойцы, считавшие его поначалу желторотым птенцом, полюбили своего лейтенанта, поверили ему и выстояли в бою. Бондареву важно было показать, как в преодолениях меняется, растет молодой характер, формируется зрелая личность.
↑ «Берег» (1975)
Конец войны. Молодые лейтенанты, повзрослевшие и возмужавшие за годы великого противостояния, обретшие опыт и авторитет у товарищей по оружию, уже прошли свой самый главный участок жизненного пути, сделавший их творцами истории. Они разные, но их объединяет общая судьба и одно на всех личностное качество – гуманизм. Андрей Княжко – профессорский сын, филолог и книголюб, мечтатель и романтик, воспитанный на классической литературе. Но к концу войны и он обретает твердость характера, решительность и непреклонность.
Поначалу он просто изображал из себя уверенного в себе сурового командира, чтобы скрыть под этой маской свою незащищенность, но как-то незаметно для себя и других эти качества стали частью его натуры, и в его несгибаемости и смелости уже никто даже не сомневался. Лейтенант Никитин – человек более «земной», прагматичный. Он умел легко организовывать огневые позиции, распределить орудия, рассчитать прицелы и время залпов. Его слушались солдаты, потому что он глубинно знал все, что касается жизни каждого из своего взвода.
И все это укрепляло его авторитет среди бойцов всех возрастов, будто он был опытнее и компетентнее всех в вопросах войны. Но он все еще внутренне упрекает себя за «опасную мягкотелость», податливость и «нетвердость» в отношении со своими подчиненными. Он не может, например, противостоять 30-летнему сержанту Меженину, его «выпирающей, незастенчивой силе». Он умело и уверенно командовал людьми, но в некоторых ситуациях вдруг обнаруживал забавную беспомощность в отличие от своих солдат: не умел развести огонь на снегу, сварить примитивный суп или даже растопить печку в избе.
Но он выработал командный голос, научился крепким словечкам, грубоватым шуткам, которые иногда были спасительными во время боя. Все это делало его похожим на других, как бы частью одного организма взвода. Бондаревские герои, преодолев ненависть к фашистам, убившим Андрея Княжко, отвечают не местью, а заботой о немецких подростках, зомбированных эсэсовцами. Возвысившись над кровожадностью и жестокостью, они с достоинством проходят испытание историей.
По произведениям Юрия Бондарева снято несколько одноименных фильмов: «Тишина», «Батальоны просят огня», «Горячий снег».