Его имя неотрывно от Серебряного века русской культуры. Он весь – в ней, и все-таки – несколько особняком. Слишком хрупкой и ранимой была эта душа, чтобы не пропускать через себя бури и боли своего времени. Её захлестнул ад безумия…
↑ Биография Михаила Врубеля
5 марта 1856 года в городе Омска в семье штабс-капитана Тенгинского пехотного полка, участника Крымской кампании Александра Михайловича Врубеля, родился сын Михаил. Если бы не литература и искусство – тянулись бы дни полковой жизни монотонно. Было еще одно примечательное обстоятельство – в том же полку, что и отец будущего живописца, когда-то служил Лермонтов. Интерес к личности поэта не оставлял Врубеля всю жизнь. Он чувствовал в себе какое-то болезненное влечение к личности Лермонтова и его гениальным созданиям, особенно поэме «Демон», героя которой Врубель изобразил несколько раз.
Осенью 1874 года Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил шесть лет спустя. В 1880 году Врубель был зачислен студентом в Петербургскую Академию художеств. Он учился у известного педагога Павла Чистякова. Среди других его прославленных учеников были Репин, Суриков, Васнецов и Серов. Жизнь не баловала юного художника. Часто приходилось жить всего на три рубля в месяц, питаться только хлебом и водой. Но гордость не позволяла просить взаймы.
Михаил бывал то задумчивым, то надменным, то болезненно-самолюбивым. С окружающими сходился трудно. Он мог сказать в лицо всё, что думает о человеке. Даже Репина однажды обвинил в неумении рисовать. Художественная манера самого Врубеля была неожиданна и нова. Особое внимание он уделял живописной технике. Его не вполне удовлетворяла классическая манера, к работам передвижников он был холоден. Врубель привносит в живопись черты модного тогда модернизма.
Выбор тематики Врубель сделал еще в юношеские годы. Лермонтовского Демона он воспринимал как духа, соединяющего мужские и женские облики. Этот дух не столько зол, сколько глубоко несчастен, он скорбит и страдает. Тем не менее, он властен и величав. В 1896-м году состоялась первая персональная выставка художника. Вскоре после ее окончания художник обрел семейное счастье. Его супругой стала оперная певица Надежда Забела. Однако рождение и смерть сына Саввы сильно ударило по психике Врубеля. Так началась его душевная болезнь.
«Демона сидящего» московская публика увидела в 1890-м году. Это произошло накануне пятидесятилетия со дня гибели Лермонтова. Реакция была самой разноречивой – от восторгов до негодования и страха. Кроме живописи, Врубель увлекался скульптурой, керамикой, занимался оформлением театральных постановок. То есть вполне в духе времени старался быть личностью универсальной, и это у него во многом получалось. Основным заказчиком работ Врубеля был меценат Савва Иванович Мамонтов, в имении которого – Абрамцево – художник часто отдыхал и напряженно работал.
Работу над «Демоном поверженным» Врубель продолжал прямо на выставке. Прогрессирующая душевная болезнь помешала завершить труд. К тому же, в октябре 1905 года у Врубеля стало катастрофически ухудшаться зрение, и через полгода он полностью ослеп. Одной из его последних работ стал портрет мэтра русского символизма – Валерия Брюсова. Так, в невменяемом состоянии и в полном мраке прошли последние годы жизни художника. Скончался он в 1910 году, когда ушли из жизни Вера Комиссаржевская и Лев Толстой, тоже кумиры своего времени. Современникам запомнилась вдохновенная и горькая речь, произнесенная на похоронах Врубеля поэтом Александром Блоком.
↑ Интересные факты
- Не сложились отношения Врубеля с иконописью и храмовой росписью. Слишком светской оказалась его манера. И все же фрески Врубеля можно увидеть во Владимирском соборе Киева.