Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Альбом Сталинград. Наливкин Иван Кондратьевич

Альбом Сталинград. Наливкин Иван Кондратьевич


Наливкин Иван КондратьевичВосемьдесят лет прожил в деревне НаливкиноДемшинской сельской администрации Наливкин Иван Кондратьевич (9.04.1923 - 26.03.2003). Здесь он родился в далёком 1923 году в многодетной крестьянской семье.

Отсюда в начале июня 1941 года призван на службу в армию, которая очень скоро для нашего земляка стала тяжким военным испытанием. Сюда же вернулся летом 1943 года. Инвалидом.

А потом была мирная жизнь, которая требовала выбора, заставляла всё время размышлять: как жить, что делать молодому человеку в двадцать лет без ноги. Сломаться или остаться человеком? Постоянно ощущать на себе взгляды жалости окружающих или быть равным здоровым людям?

Иван Кондратьевич сделал для себя выбор, показывающий его силу, волю, стремление жить. Вскоре он заводит семью, в которой рождаются две дочки и сын.

Иван Кондратьевич работает в колхозе имени Крупской сначала счетоводом, а потом бухгалтером. А дома, чтобы не отставать от соседей, - огород и хозяйство. И всюду рядом с хозяйкой соседи видят главу дома. Никому и в голову не приходило назвать Ивана Кондратьевича инвалидом. Об этом односельчане вспоминали, лишь видя идущего по дорожке прихрамывающего человека с палочкой.

 

Иван Кондратьевич всегда был желанным гостем в местной школе. О своих военных дорогах рассказывал коротко, скупо, сожалея о том, что мало повоевал. Солдатский путь рядового Наливкина вобрал в себя горечь отступления начала войны и участие в Сталинградской битве, ставшей решающей и самой главной для Ивана Кондратьевича.

 

В конце августа 1942 года наш земляк попал в самое пекло – под Сталинград, принял участие в исторической битве на Волге. Первый день рядом с великой русской рекой не раз вспоминался Иваном Кондратьевичем: «Это было в те дни, когда армии генерала Паулюса удалось прорваться к Волге. Фашисты подвергли город бомбардировке. Первые их самолёты появились во второй половине дня. Как только они стали приближаться к Волге, послышался свист, загрохотали разрывы.

Вдруг со всех сторон завыли сирены и гудки. Навстречу фашистским самолётам с аэродромов поднимались советские истребители. А потом был свист множества фугасных бомб, который длился менее десяти секунд, пронизывая всё живое, сжимая сердце в тоске…» Отважно сражался наш земляк. «Дивизия готовилась к штурму села Песчаного, которое находилось совсем рядом с городом. Гитлеровцы были в нашем окружении, кольцо вокруг них сужалось с каждым днём.

Дух победы на Волге постоянно чувствовался в воздухе. Настроение у всех было прекрасное. Но вот от командира дивизии выходит начальник связи и подзывает к себе нас – связистов. Он сообщает, что связи нет, а она должна быть во что бы то ни стало. Устранять порывы приказано было мне и рядовому Кашаурину. Мы отправились вперёд. Пройдя некоторое расстояние, обнаружили разрыв линии и принялись его устранять.

Вдруг раздался выстрел, и Кашаурин упал на спину, а из головы текла кровь. Я почувствовал в этот момент страх. Жаль потерять друга теперь, когда самые опасные моменты этой битвы остались позади! Как мне хотелось хоть чем-нибудь помочь ему. Когда понял, что уже ничего поделать нельзя, начал торопливо соединять провода линии связи. Кругом была такая тишина… А потом взрыв… Очнулся в госпитале. Оказалось, что тем взрывом оторвало мне ногу… Кто и как нашёл меня – никогда не узнать! Подлечили в госпитале и отправили домой. Так и закончилась для меня война.

Наливкин Иван Кондратьевич

Домой возвращался с большим нежеланием: все ещё воюют, а я домой еду. Что буду делать в деревне? Какой из меня помощник семье? Вот и встреча с родными, которую я ждал с нетерпением и волнением. Если признаться, боялся я этой встречи. Но слёзы встречающих, их неподдельная радость по поводу моего возвращения дали понять, почувствовать, что я им дорог и нужен, хотя я теперь и инвалид. Мне же предстояло начать жить новой жизнью», - вспоминает со слезами на глазах Наливкин Иван Кондратьевич.

 

В память о войне, о битве на Волге у Ивана Кондратьевича остался орден Отечественной войны, медаль «За оборону Сталинграда». Сам себя мой односельчанин и сосед никогда не считал героем: «Какой я герой? Воевал ничем не лучше других». Но всё это лишь скупые слова участника войны, который, как и миллионы других рядовых той войны, ковали победу, не задумываясь о себе, своей жизни, наградах и почестях. Это и есть настоящий героизм. Ведь благодаря такому каждодневному, кропотливому, порой незаметному и, на первый взгляд, незначительному действию солдат на войне, мы сейчас живём в мире, имеем возможность претворить в жизнь свои планы.

Все поколения, рождённые в мирное время, обязаны чтить память погибших, окружить вниманием и заботой участников Великой Отечественной войны. Мы перед ними в таком долгу, который невозможно ничем искупить. Речь ведь идёт о сломанных судьбах, о прерванных жизнях. 

 

Ходяков Дмиртий, Мещеряков Сергей





285 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Какое по­ня­тие воз­ник­ло в связи с про­цес­сом де­мо­кра­ти­за­ции куль­ту­ры в 1870—1890-х гг.?
    A13
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Устюгов Георгий Евграфович
Устюгов Георгий Евграфович
С каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются все дальше и дальше во времени, становясь для молодых поколений обычной историей, потому что почти не осталось живых свидетелей и ,в первую очередь, ветеранов войны, для кого Великая
Шарун Арсентий Кондратьевич
Шарун Арсентий Кондратьевич
Мы живём в цивилизованном мире, где царит прогресс, новые технологии, ни в чём себе не отказываем. И, конечно, многим из нас не понять то, что пережили в годы Великой Отечественной войны наши прадедушки, прабабушки и другие родственники, жившие в то