«Герои живы, пока жива память о них!»
В канун празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне хочется рассказать про нашего дедушку Пермякова Ивана Давыдовича.
В простой крестьянской семье Пермяковых Давыда Анисимовича и Хавроньи Иосифовны из деревни Ботаниха родились четверо сыновей и две дочери. Наш дедушка Иван был первенцем, родился в 1904г. Рос парнем работящим, знал грамоту. Умел писать и считать. Когда пришло время жениться, невесту взял из соседней деревни Хлебники. В семье родились 2 сына и две дочери. До войны дед Иван работал в колхозе «Ударник» (дер. Ботаниха) вначале продавцом-заготовителем, а затем счетоводом – учетчиком.
Когда началась война нашей маме – Пряженниковой (Пермяковой) Марии Ивановне было 9 лет, старшему брату Феде 15, сестренке Анне – 3 и младший братишка Коленька был ещё в пеленках. 15 августа 1941 г. в деревню почтальон принес повестки. Отец Иван был на работе в конторе, когда мать послала дочку Машу за ним. В тот день из деревни провожали 4 мужчин, из них 3 Ивана: Иван Иосифович – председатель, Иван Давыдович - счетовод, Иван Ильич –рядовой колхозник. Мужчин увозили на конных повозках. Провожали их жены и дети. Наша мама также была с ними, и проводили их до деревни Ямное (за д. Клабуки). Около трех месяцев мужчины проходили военную подготовку в лагере под Ижевском. Писали коротенькие письма домой. В ноябре месяце женщины решили проведать своих мужей. Почти неделю, под дождем и снегом шли до лагеря. Но увы, встретиться им не пришлось. От лагеря остались только дотлевающие кострища. Ещё утром всех солдат погрузили в вагоны и отправили на фронт. Осенью 1941 года бабушка Анна сильно простыла, три года болела и в начале января 1944 года её не стало. Затем от недоедания и хвори умер братик Коля. Старший брат Федя в это время учился в школе ФЗО в Валамазе и поэтому не имел возможности проводить в последний путь свою маму. На руках нашей мамы Марии Ивановны осталась шестилетняя сестренка Анна, которая была инвалидом с рождения и не могла ходить. Нашей маме приходилось и за сестрой ухаживать и в колхозе работать. Позже сестрам пришлось расстаться, Аню забрали в детский дом вначале в Рожки, а затем перевели в Кокман. Виделись редко, добираться до поселка было далеко и сложно - только пешком.
Письма с фронта приходили редко. Но мама дор сих пор помнит, что названия городов были для неё в диковинку: Кривой рог, Гродно … Папа Иван писал теперь письма только для дочери Марии. Рассказывал, что его служба проходит с собаками. В похоронке, в графе должность было написано - вожатый служебных собак специального полка.
Из интернет источников я узнала, что в годы войны было сформировано 13 специальных отрядов истребителей танков. В 1-ом из них воевал наш дедушка Иван. В каждом отряде насчитывалось до 125 собак-истребителей. Это было «живое одноразовое оружие». В истребительные отряды брали преимущественно дворняг, но сильных и выносливых. Курс «хвостатого бойца» длился 3 месяца. Им приходилось нести на спине 2 тротиловые шашки по 6 кг каждая. Выполнив своё задание – уничтожив вражеский танк, собака сама тоже погибала. За годы войны собаками – истребителями было уничтожено около 300 вражеских танков. После 1943 года, когда изобрели противотанковые орудия, от собак-истребителей отказались.
Из данных архива ЦАМО на сайте «Память Народа» я узнала, что с 22 февраля 1942 года наш дедушка Иван Давыдович Пермяков участвовал в боевых сражениях на Калининском фронте. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июля 1942 года боец 1 армейского истребительного отряда 30 Армии - Пермяков И.Д награжден медалью «За отвагу». Вот что написано в наградном листе про дедушкин подвиг: «12 мая 1942 года, находясь в засаде с собакой – истребителем, тов. Пермяков И.Д, с огневых позиций вел огонь из винтовки по перебегающей пехоте противника. Противник в это время концентрировал свои силы с целью пойти в контратаку на нашу пехоту. Товарищ Пермяков продолжал вести огонь по противнику, отвлекая его от намеченной цели, своим хладнокровием и смелостью показывал пример нашим бойцам. Воодушевленные личным примером товарища Пермякова, бойцы пошли в атаку на противника, который отступил, оставив на поле боя много раненных и убитых.
В этом бою тов. Пермяков И.Д. лично уничтожил 8 фашистов. За хладнокровие, храбрость и умелое руководство в этом бою, тов. Пермяков удостоен правительственной награды – медалью «За отвагу».
С боями и победами 1-й армейский истребительный отряд 10-ой армии Калининского фронта, где воевал наш дедушка Иван Давыдович, продвигался к границам Литвы и Латвии. В октябре 1943 года отряд вошел в состав 2-го Прибалтийского фронта. 1 августа 1944 года началась Мадонская наступательная операция советских войск, ставшая для Ивана Давыдовича последней. Армии с непрерывными боями преодолевали труднопроходимую лесисто-болотистую Лубанскую низменность и отражали контратаки противника. Войска фронта за 10 дней преодолели с боями Лубанские болота, овладели сильно укреплёнными пунктами противника, освободили 7 городов. 17-18 августа на подходе к городу Мадоны шли самые жестокие бои. Немецкое командование постоянно предпринимало мощные контратаки, иногда по 4 — 6 в сутки на одном направлении, и даже потеснило советские войска местами до 3 километров. Храбро сражаясь на южной окраине города Мадоны 17 августа 1944, наш дедушка Пермяков Иван Давыдович, погиб. Читая сводки тех сражений, я узнала, что в одной только этой Мадонской операции потери советских войск фронта составили 14 669 человек — погибших и 50 737 человек – раненных. По оценке советского командования, было уничтожено более 20 000 немецких солдат, а также захвачено 1782 пленных, 103 миномета, 184 орудия, 10 танков.
В конце августа 1944 года на имя нашей мамы - Пермяковой Марии Ивановне пришло извещение о том, что её отец вожатый служебных собак, красноармеец Пермяков Иван Давыдович, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб и похоронен с отданием воинских почестей в деревне Биксеры Мадонского уезда Латвийской ССР.
Моей маме всегда хотелось узнать, где захоронен мой дед. Я сделала запрос в социальных сетях Латвийской поисковой организации "ДАУГАВА". Совсем недавно пришел ответ о том, что в начале 50-х годов в связи с укрупнениями братских кладбищ, прах деда Ивана был перезахоронен на Мадонское братское воинское кладбище. Оно расположено в центре города Мадоны в Городском парке. На 92 плитах из белого камня выбиты фамилии и инициалы похороненных воинов. Из архивных источников я узнала, что на одном только этом братском кладбище перезахоронено 4186 человек. Более 450 тысяч красноармейцев, краснофлотцев, пограничников, чекистов, милиционеров, подпольщиков и партизан навеки остались в прибалтийской земле.
Мы гордимся нашим дедом - Пермяковым Иваном Давыдовичем и будем вечно помнить.
p.s. Спасибо огромное ПОИСКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ДАУГАВА" - ЛАТВИЯ и лично Genadijs Turkins за информацию о перезахоранении прадеда.
Удалось найти много информации в архивах ЦАМО и "Память народа" https://vk.cc/asGgt6 , уточнить и разместить данные о своем прадедушке в проекте "ДОРОГА ПАМЯТИ" https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/2168885 , а так же помочь маме написать статью.✍🏻
Феофилактова Галина Петровна.