Этот апрельский вечер был на удивление теплым и уютным. В нашей комнате витал аромат молодой листвы, вербы и черёмухи. В дверях комнаты появилась наша мама. Её руки нежно сжимали какую-то маленькую коробочку, а глаза светились так, словно она хотела с нами поделиться чем-то очень личным, но в то же время величественным!
«-Дети,- обратилась к нам она,- вы ,наверное, знаете, что 9 мая мы будем праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне! Я хочу вам показать эти награды ваших прапрадедов и рассказать о судьбах тех людей, которые совершили Великий подвиг!» Мама долго и страстно рассказывала. А моя маленькая сестренка Ксения с интересом рассматривала медали прапрадедов. Потом мы легли спать. Я долго ворочался с боку на бок, вспоминал эмоциональный рассказ мамы, и пытался представить себе: какие они, мои Великие Победители?! Наконец дрема овладела моим сознанием, и я увидел удивительный сон…
«Июнь 1941 года город Горький. В яркой зелени луговых трав утопают ромашки. На солнцепёке поспела душистая земляника. Кружат и собирают нектар трудолюбивые пчёлы. И вот во всем этом буйстве природных красок я вижу молодого, красивого мужчину лет тридцати. Его кудри слегка развивает теплый ветер. Это Калинин Павел Васильевич. Мой прапрадед. Он не так давно вместе со своей семьей: тремя дочками и красавицей-женой Анфисой приехал в этот город из далекого Балаково Саратовской области. И совсем недавно стал папой новорожденного мальчишки Коли. И именно этого Николая я потом назову своим прадедушкой. «-Фиса,- начал Павел – я ухожу на фронт. Добровольцем…» Глаза моей прапрабабушки наполнились слезами. «А как же я, дети?» -растерянно спросила она, крепко прижимая к груди новорожденного сына. «-Любимая, я скоро вернусь. С победой.»
Анфиса осталась одна с детьми. Вскоре две полуторагодовалые дочки -близняшки заболели дизентерией и погибли. Глубокой ночью 4 ноября 1941 года начали бомбить город Горький. Цель захватчиков была разрушить промышленный потенциал города. Это были самые крупные удары Люфтваффе по тыловым районам Советского Союза в годы войны. В начале декабря, Анфиса с сыном и одной, оставшейся в живых, дочерью перебирается в родной Балаково. Последнее письмо от своего горячо любимого мужа она получает в июне 1943 года. А потом короткое извещение: «Пропал без вести».
Анфиса потом всю жизнь будет просить своего внука: « - Саша, сыграй на гитаре мою песню!» (прим. Розенбаум « Проводы»).
… Провожала Поля Мужа на войну.
В грудь ему упала,
Разум позабыв.
"Что же ты так мало Мужем мне побыл,
Только две и помню Ноченьки-ночи,
Ох, куда ж ты, милый", -
Горлицей кричит…
А потом, вытирая слезы, повторять: «- Где же твоя могила, Паша?» После смерти бабы Фисы в 2006 году мы узнали, что Калинин Павел схоронен в Курской области Стрелецкого района с.Мошкино. Он умер 25 июля1943 года от ран. За ним числится 3 боевых подвига: 15.05.1942г,29.06.1942г.,29.09.1942г. Представлен к медали « За боевые заслуги». В описании подвигов старшего телефониста дев. 156 Артелерийского полка РГК Калинина Павла Васильевича «15 мая 1942г в Боях за Курск под минометным огнем, не уступая противнику, обеспечивая связь с пехотой под обстрелом противника проложил линию протяженностью 2 км. Помог выйти из под огня, работавшему вместе с ним и раненому товарищу, и доставил бойца в дивизию. 29 сентября 1942 при стрельбе по танкам противника точно передавал команды. Отлично владеет специальностью»
А вот еще один мой прапрадед – Конкин Николай Терентьевич. Вот Коля после школы в 1940 году поступает в Аткарское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. В июне 1941 года как и многие другие мужчины Советского Союза уходит на фронт. В январе 1943 года в битве под Сталинградом получает серьезную травму в ногу. Почти двое суток собрав волю в кулак, пренебрегая болью, ползет в сторону своей дивизии. Получив серьезное переохлаждение, долго находится на лечении в госпитали. После войны оканчивает педагогическое училище и становится уважаемым учителем…»
Мой сон прервался. Лучик солнца, который щекотал мой нос, словно говорил: «Вставай, лежебока, пора! Смотри, какое утро!» Я проснулся. На столе лежали награды. Я их взял и невольно прижал к сердцу. Подошел к раскрытому окну. Во дворе мои сверстники играли в футбол, на ясном небе смеялось солнце. А рядом с домом пышным цветом зацвела сирень.
Я поднял глаза в небо и прошептал: «Спасибо вам! За это солнце, небо, за этот чистый и светлый мир, мои Великие деды! Вечная вам память в веках, наши отважные Победители!» В ладони я чувствовал пульсацию, словно через века в этих наградах бились сердца моих прапрадедов!