Природа наделила меня хорошей памятью, и кое-какие эпизоды из своего раннего военного детства я помню примерно с трехлетнего возраста, что-то добавилось из рассказов мамы.
А где-то с четырех лет я помню уже многое, почти все. Во время оккупации города Шахты мы жили в поселке Артем. После освобождения города против нашего дома расположился какой-то штаб.
Однажды (это было весной) вслед за своими старшими двоюродными братом и сестрой я выбежала из двора и чуть не попала под колеса машины. Это был военный «газик», тогда мы называли эти машины «Бобиками». Машина затормозила, кто-то подхватил меня на руки, из дома выбежали мама и бабушка и, ехавшие в машине военные передали меня с рук на руки родным. Так наша семья познакомилась с тремя хорошими людьми. Фамилий их я конечно не знаю, по именам запомнила.
Старшего по возрасту и по званию звали Филипп Иванович, второго, капитана, звали Василий, для меня – дядя Василек, с которым я очень подружилась, и молоденький паренек – шофер Петя. Какому роду войск принадлежала эта команда я не знаю, но в штабе они постоянно не находились, а приезжали на короткое время и снова уезжали.
Иногда они привозили продукты и просили бабушку приготовить им домашней еды. А меня просили почитать стихи и с удовольствием слушали «Муху-Цокотуху». Я очень подружилась с дядей Васильком, с нетерпением ждала его приезда и бежала к нему навстречу, а он подхватывал меня на руки и подбрасывал в воздух. Возможно, у него остались дома дети и он, скучая по ним, дарил доброту и ласку чужому ребенку.
Уезжая в армию, дядя Василек подарил мне на память свою фотографию. Что стало с этими милыми добрыми людьми, нашими освободителями я не знаю, но хотелось бы верить, что они остались живы и не сгинули в страшной военной мясорубке.
Светлана Леонидовна Антипова. Ростовская область, город Шахты.