Свой рассказ о родственниках – участниках ВОВ мне хочется начать со слов Булата Окуджавы :
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Но два мальчика из нашей семьи, два моих двоюродных дедушки, не вернулись. Поэтому мне хочется своим рассказом отдать им дань памяти и сказать «спасибо» за мирное небо над головой. Они не стали Героями Великой отечественной войны, но прожив совсем короткую жизнь, отдали её в боях за нашу Родину. Первый – Морозов Михаил Андреевич, родился 7 ноября 1925 в деревне Кокошкино (нет уже ее), Савинского района Ивановской области. Назвали его в честь революционера Михаила Васильевича Фрунзе. После школы Миша поступил в индустриальный техникум, в Шуе. Уж очень любил машины. По возможности все время проводил около трактора. В колхозе тогда был колесной. Вот и пахал наш Михаил на нем ночами и на всю округу пел любимую песню « Ой, вы, кони, вы кони стальные». А тракторист, молодой парень, в это время гулял с девчонками.
В июне 1941года, когда началась война, родители забрали Михаила из техникума. Все работали в колхозе. В том году были очень хорошие урожаи картошки и пшеницы. Кто только мог быть на уборки – посылали. Цельных комбайнов не было. Комбайн приводил в рабочее состояние трактор с помощью длинного и широкого ремня. Потом зерно пропускали через сортировку, дальше через веялку. И все это делали отдельные машины, и в каждую зерно засыпали сверху, сыпалось же оно снизу на брезент. Вот сколько надо было приложить труда, чтобы получить чистое зерно! Всё это делалось в ригах, куда снопы свозились заранее с поля . Наступала зима 1941-1942 гг, ужасно холодная, хлеб в снопах лежал в риге, надо было молотить, потому что начальство требовало сдачи нормы государству, а на тракторе работать было некому – тракториста забрали на фронт. И тогда вспомнили о нашем Михаиле.
И вот в собачий холод он разогревал трактор ( был еще колесный, наверное, ХТ3 или ЧТ3 ). Были моменты, когда трактор совсем не слушался Мишу, что говорить, ещё мальчишка, ни опыта, ни знаний. И вот в один момент, когда уже снопы подходили к концу, и работа заканчивалась, некоторые деревенские жители хотели оставить эту работу, но против них пошёл наш Михаил: «Уйдёте – один буду молотить, но закончу сегодня».Так и закончили работу в тот же день. А были же всякие люди, и хорошие, понимающие, были и такие, которые говорили: «Вот мальчишка, сопляк, а командует». Так и наступил 1942 год. В поле, около деревни Кривоносово, по дороге на Кокошкино, выстроили землянку, заселили военными девчатами. Это был наблюдательный пункт, там всегда стояла девушка-часовой. Миша, которому в ноябре исполнилось 17 лет, встречался с одной из девушек, а потом всё это переросло в дружбу. Девушку звали Тося Глазкова, она его потом и провожала на фронт.
В конце 1942 года забрали на фронт сначала друзей Михаила, а потом и его направили в город Чкаловск. В сентябре 1943 года наша семья получила последнее письмо - треугольник, где на каждом сгибе его рукой было написано «Еду на фронт». К сожалению, письма с фронта от Миши до сегодняшнего времени не сохранились. Знаем, что нашего Михаила направили под Киев, тогда там были жестокие бои, готовились к освобождению Киева. В конце октября 1943 года наша семья узнала, что в одном из фронтовых писем в деревню друг Миши написал: «Пошли вместе в бой с Мишей Морозовым. Я вернулся, а он нет». Похоронки не было, поэтому позже делали запрос на командира части и получили ответ: «Михаил Морозов был ранен под г.Букрин и направлен в госпиталь». Дальнейшей судьбы нашего Михаила никто не знал. А ведь ему 7 ноября 1943 года исполнилось только 18 лет.
Другой прадедушка, Тихомиров Александр Иванович, тоже 1925 года рождения, погиб 7 июля 1944 года. Известили об этом через полевую почту. «Как хочется закончить быстрее эту войну и вернуться к мирной жизни. Как хочется видеться со всеми родными и поделиться боевыми делами». Так писал Саша в своём последнем письме с фронта от 25 апреля 1944 года (письмо сохранилось). Очень долгое время мы искали, где похоронен Тихомиров Александр Иванович. Нашли. Литовская республика, г. Тракай. В 1947 году на православное кладбище в Тракай были перезахоронены останки 149 советских воинов, погибших в июле 1944 года в окрестностях города, в их числе и наш Саша.
Низкий Вам поклон!