Оглезнева Ефимья Терентьевна – труженица тыла. День Победы – особенный праздник. Величественный и торжественный, он всегда будет напоминать нам, какой ценой завоёван мир на земле.
9 мая – день нашей памяти о тех, кто шёл навстречу смерти в боях за Родину, являя миру образец мужества, героизма и любви к Отечеству. С каждым годом все меньше и меньше остаётся участников и свидетелей тех страшных событий. Каждый вёл ожесточённую борьбу с фашистами, кто воевал на полях сражений, кто в тылу не покладая рук, не жалея сил трудился на благо Родине, приближая Великую Победу.
Время быстротечно, но оно не властно над подвигом, сколько бы лет ни прошло, война не уйдет из памяти. И в сердцах новых поколений будет вечно жить благодарность участникам Великой Отечественной войны. Мы в неоплатном долгу перед ними и гордимся их подвигом. Не обошла война стороной и мою бабушку труженицу тыла. Ее судьба складывалась нелегко.
Оглезнева Ефимья Терентьевна родилась в бедной крестьянской семье 17 марта 1923 года в деревне Карасье Частоозерского района Курганской области. Мать, Анастасия Савельевна Сунгурова, родом из деревни Чебачье Частоозерского района, а отец, Терентий Степанович Носов 1895 года рождения, из деревни Карасье. В семье было восемь детей, Ефимья была старшая затем Любочка 1924 г., Марк 1934г. и Евдокия, которая родилась 1937 году. Еще четыре ребенка умерли в младенчестве.
Отец работал кузнецом, мать была рядовой колхозницей. С них собирали большие налоги, они отдавали большую часть своего урожая, молоко от единственной коровы. Ефимье приходилось присматривать за братом и сёстрами. Детство было тяжелое, был голод. Ели лебеду, на озере Горьком рвали солонец, секли его мелко и пекли лепёшки, собирали мерзлую картошку на колхозных полях. Носить тоже было нечего. Терентий Степанович по возможности ходил на охоту, приносил дичь. Для детей это был праздник, можно было досыта поесть сытной похлебки.
Бабушка Шима закончила только начальную школу в д. Карасье, а основная школа была за 20 километров в селе Новотроицкое. Дома нужно было присматривать за ребятней и помогать родителям, поэтому Шимочку не отпустили дальше учиться. Родители с раннего утра уходили на работу, давая наказ старшей дочери, что нужно сделать за день. Мать кормила детей скудно, тем, что было. Дождавшись, когда родители уйдут, Ефимья тайком брала 3 картошины и пекла печенки. Голодные ребятишки съедали их и отправлялись выполнять задания.
Летом дети ходили по ягоды, когда корзины были полны, они отправлялись домой. Это было очень тяжело обессиленным от недоедания детям. Ефимье приходилось нести не только ягоды, но еще и маленького Марка, у которого ножки отнимались от голода. Придя домой, немного отдохнув, они вновь собирались в путь – на озеро за соленой водой. Родители выпаривали соль и меняли ее на продукты или вещи. В то время стакан соли очень дорого стоил.
В ограде стояла небольшая пичужка, которая топилась и день и ночь. На печке стоял противень, в который наливали соленую воду, от нагрева вода испарялась и оставалась соль, которую аккуратно соскребали. Шимочка с Любочкой брали тележку, которую смастерил отец, ставили на нее бочку для воды и шли на озеро за несколько километров от дома. По пути они заходили к деду Егору. Ему было около 94 лет и ноги уже не ходили, родственников не было, а кушать тоже хотелось…
Девчонки усаживали деда на тележку и везли к озеру. Пока они черпали воду в бочку, рвали траву и собирали хворост, дед Егор проверял свои фитили. Половину улова он отдавал помощницам, а это были гольяны и небольшие карасики, из которых мать варила уху. Иногда рыбы было много, а в другой раз совсем могло не быть. Девочки рвали солонец и для него. Вот такая взаимовыручка была у них. За пресной водой приходилось ездить на корове за 5 километров от Карасья. Запрягали свою Буренку в телегу, ставили бочки и отравлялись в путь. На этой же корове Анастасия Савельевна ездила сдавать колхозное зерно и продавать соль. Если в с. Бутырино не принимали зерно, то приходилось везти на элеватор в г. Петухово. Но и там могли не взять, тогда приходилось ехать в г. Петропавловск. Там она сдавала колхозное зерно, и меняла свою соль на что придется. Один раз привезла булку хлеба, радости детей не было предела. В другой раз привезла кофточку Любочке и платок вязанный. Остальное все было по мелочи и не осталось в памяти у моей бабушки.
С шестнадцати лет Ефимья стала работать в колхозе. Так же как мать возила на корове зерно на элеватор в Петухово или в Петропавловск. Один случай бабушке запомнился на всю жизнь. Они, пять девушек, сдав зерно в Петропавловске, ехали домой. О чем-то разговаривали, смеялись. Лесная дорога вела вдаль, все глубже и глубже заманивая в лес. Вдруг коровы стали странно мычать и пятиться назад, одна рванула в сторону в лес. Не успев сообразить, что случилось, бабушка увидела двух волков, которые стояли впереди и скалились. Завизжав от неожиданности и страха, девушки отпугнули волков, но лишь на пару минут. Волки вновь появились перед ними, только уже четверо и стали их окружать. Ужас и страх пронизывали насквозь. Одна девушка стала кричать и бить палкой по телеге по бидону с водой. Коровы ревели и пятились кто куда. Остальные девчушки, сообразив, что нужно шуметь стали стучать, кричать. Получился невообразимый звук. Волки стали понемногу отходить, оборачиваясь и скалясь. Бабушке Шиме с подружками пришлось повозиться с коровами, чтобы направить их на дорогу домой. Ехали и оглядывались, не бегут ли волки следом. Это был самый длинный лес в их жизни. Когда, наконец, выехали на степь дали волю слезам.
22 июня война бурей ворвалась в жизни людей, все ломая, круша, калеча миллионы судеб. Многих односельчан призвали на фронт. Люди провожали отцов и сыновей на войну. Не обошла война стороной и семью Носовых. Отец был призван 10 октября 1941 года Петуховским РВК, Петуховского р-на Челябинской обл. (сейчас Курганская область). Собравшись в дорогу, он попрощался с женой и детьми, всех обнял, поцеловал. Подойдя к маленькой Дусе, он спросил: - «С кем ты останешься?», а она стояла с завернутым в тряпку поленом, сказала с куклой и убежала.
Анастасия Савельевна с детьми шла за ним, рыдая в полголоса, как будто чувствовала, что видит его в последний раз. В Петропавловск с августа 1941 года стали прибывать эвакуированные предприятия. Город принял коллективы и технику 20 заводов, фабрик и строительных организаций. Нужно было обеспечить быстрый ввод в строй этих предприятий, рабочих рук не хватало. В конце октября восемнадцатилетнюю Ефимью, как и многих других парней и девчат отправили от совета работать на эвакуированные заводы в Петропавловск. Мать осталась одна с тремя детьми, помощи ожидать было неоткуда. Женщины работали и за себя и за мужчин, все тяготы легли на их плечи.
Работа была очень тяжёлой: на быках, коровах боронили поле, сеяли днём и ночью, косили, убирали пшеницу в склад, готовили лес, для себя и колхоза и всё это вручную. Ефимью с еще одной девушкой определили на квартиру к очень хорошим старикам. На завод приходилось ходить через железнодорожную линию, чтобы сократить путь на полчаса. Юные девушки и женщины заменили ушедших на фронт мужей и братьев, взяли в свои руки производство военного снаряжения, снабжали фронт не только военной техникой, но и хлебом, обмундированием. Советские женщины в тылу стали боевым резервом действующей армии. Огонь для войны во время войны в основном готовили женщины. Снаряды, бомбы, патроны – это почти целиком дело их чутких, милых рук
Завод, на котором пришлось работать Ефимье Терентьевне, был эвакуирован из Таганрога. В нём было 12 цехов, она работала в 11-ом цехе. Завод выпускал подводные мины. В 11 цеху рабочие метали петли на бандажи для мин, делали для них прокладки из парусины, собирали детали и шили чехлы на танки. На заводе кормили обедом бесплатно, суп, каша и краюшка хлеба, но все равно все время хотелось кушать. Ближе к концу войны хлеба давали все меньше и меньше. После работы, уставшие и голодные, девчонки бежали на квартиру, чтобы покушать. На заводе им давали небольшой паек. Но еды было немного, ели не досыта, а так лишь бы приглушить голод.
Анастасия Савельевна все также возила в Петропавловск на своей корове пшеницу, продукты, которые собирали всем селом для фронта. Продавала или меняла соль на вещи для детей. После всех дел она встречалась с дочерью. Они обнимались и плакали от счастья, что вновь пришлось увидеться. Ефимья спрашивала про сестер и брата, она очень их любила и скучала по ним. Люба в 1945 году вышла замуж за комиссованного по контузии солдата, который приехал к родственникам погостить, и уехала вместе с ним.
От Терентия Степановича все реже и реже приходили «треуголки». Последнее место службы красноармейца Носова 660-й артиллерийский Неманский полк 220-я стрелковая Оршанская Краснознамённая ордена Суворова 2-й степени дивизия, в должности повозочного. Носов Терентий Степанович был убит в бою в восточной Пруссии 2 февраля 1945 года, совсем немного недожив до Победы. Анастасия Савельевна получила письмо, в котором говорилось, что Носов Т.С. считается пропавшим без вести. Такие письма часто приходили соседкам, но потом приходила весточка, что лежит боец в таком-то госпитале. Вот и Анастасия Савельевна ждала Терентия Степановича, ждала и верила, что он вернется живой, обязательно вернется. Лишь в июле 1945 года пришла похоронка, которая оборвала все надежды…
9 мая Ефимья, как и все рабочие была в цеху, станки шумели, работа кипела. Вдруг люди стали кричать, подбрасывать кого-то в воздух, обниматься и плакать. – «Победа!!! Победа товарищи!!!» донеслось до нее через весь этот шум. Слезы побежали ручьем, неужели все закончилось. После окончания войны завод обратно вывезли в Таганрог. Всех уволили и отправили по домам. Бабушка Шима вернулась домой, в Карасье. Послевоенная жизнь была тоже тяжелой, но то, что русские победили, придавало всем сил.
Несколько раз Анастасия Савельевна ходила в совет и делала запросы о месте захоронения Терентия Степановича. По ошибке того кто заполнял извещение, место захоронения не было указано. К запросу приложили похоронку, которая потом куда-то пропала, из-за этого не получилось оформить пособие от государства на детей. И ответа о захоронении тоже не пришло.
В годы войны по распределению в с. Карасье приехала Оглезнева Екатерина Мироновна с маленькой дочкой Клавдией. До Советско-финляндской войны их семья жила в Омской области. 30 ноября 1939 года началась война, отца забрали на фронт. Через месяц пришла похоронка, мать от горя не смогла оправиться и умерла. Екатерину с братом Петром отправили в детдом, который был в городе Омске. И опять началась война. Петра отправили учиться на танкиста в артиллеристское училище, после окончания обучения на него наложили бронь и оставили в училище инструктором по вождению танков. В конце апреля 1945 года сняли бронь и отправили на фронт. Когда эшелон, в котором он был, доехал до Чехословакии, солдатам объявили, что война закончилась. Всех отправили по домам.
Вернувшись в Омск, Пётр отработал 2 года в ФЗО (школа фабрично-заводского обучения), а затем принял решение ехать к сестре, так как других родственников у него не было. Катерина с радостью встретила брата. Его сразу приняли в колхоз, мужская сила очень была нужна, с войны мало кто вернулся здоровым. В колхозе помогли ему сделать паспорт, в котором место рождения почему-то указали село Карасье. На сенокосе в 1947 году он обратил внимание на девушку с рыжей косой, так началась дружба моего деда Пети с бабушкой Шимой. Поженились они 7 ноября 1947 года. Жить стали у Анастасии Савельевны, а 12 августа 1948 года родилась дочь, которую назвали Наденькой.
В 1951 году Петра Мироновича от партии отправили работать в машинно-тракторную мастерскую в селе Новотроицкое Частоозерского района. Переехали сразу всей большой дружной семьей: Анастасия Савельевна, Пётр, Ефимья, Маркел, Евдокия и Надежда. Жили на квартире, где 19 декабря родился сын Николай. Свой дом из Карасья перевезли на тракторах и уже 1952 году заехали в него. Пётр работал комбайнером – трактористом, Ефимья работала в бригаде дояркой – телятницей. Анастасия Савельевна хлопотала по хозяйству, водилась с внуками. 14 мая 1954 года родился еще один сын, которого назвали Виктором.
Семья жила бедно, как и все в то время. Маркел окончив 10 классов ушел в армию и остался там сверхурочно. Евдокия вышла замуж в 1957 году, с мужем Володей работали в колхозе, а через 2-3 года уехали в город Темиртау Карагандинской области. Носова Анастасия Савельевна умерла 9 марта 1961 года. Это стало огромной потерей для детей.
Справа налево: муж Пётр, дочь Надежда, Ефимья, сын Виктор, сестра Евдокия, племянница Тоня и зять Зыков Владимир
В 1965 году Пётр Миронович в Кургане купил сосну для постройки дома и уже в 1966 году чета Оглезневых заехали в новый дом. Время летело, дети росли. Отучившись в школе, Надежда уехала к тете Дусе в Темиртау, окончила медицинское училище. Вышла замуж, родила сына Сергея и дочь Татьяну, работала старшей медсестрой. Николай, отслужив, вернулся домой, устроился в колхоз, женился. У него тоже родились сын и дочь, Александр и Наталья.
В 1986 году он с семьей уехал на Украину, к родителям жены. Виктор после армии тоже вернулся домой, работал в колхозе, женился, и у него тоже старший сын, а дочь младшая, Владимир и Галина. В 1978 году Ефимья Терентьевна вышла на заслуженный отдых. За это время ей уже не раз вручали грамоты, благодарственные письма. Бабушка награждена медалью «Ветеран Труда» и юбилейными медалями «К 50-летию Великой Отечественной войны», «К 65-летию Великой Отечественной войны», знак «Победитель соцсоревнования» 1976 года. Имела удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны».
Пётр Миронович вышел на пенсию в июле 1984 года. Здоровье было не важным, мучал кашель. 12 декабря 1984 года он умер в больнице, у него была пневмония. 17 марта 2014 года Ефимье Терентьевне исполнился 91 год, а 28 марта ее не стало. Похоронена она рядом с самыми родными людьми, с мамой и мужем. Последние годы жизни у нее пропало зрение, она жила у внучки, то есть у меня. Была окружена заботой и вниманием. Очень любила рассказывать про свое детство правнукам. Всегда с улыбкой вспоминала деда Егора и его гольянов, говорила, что вкуснее в жизни не ела ухи. Видимо в голодном детстве это были счастливые моменты. Военные годы вспоминала со слезами и неохотно, очень они были тяжелыми для их семьи.
По воспоминаниям детей Ефимьи родители всегда работали не покладая рук, держали большое хозяйство и стремились дать им лучшее, не смотря на все тяготы жизни. Ефимья Терентьевна навсегда останется в нашей памяти светлым человеком. Я горжусь тем, что мои предки мужественно сражались против фашизма, и на фронте и в тылу. Все они как могли, приближали Победу. Их подвиг бессмертен, он будет жить в наших сердцах.
Кокоткина (Оглезнева) Галина Викторовна библиотекарь МКУ «Частоозерская межпоселенческая центральная библиотека»