В основе данного материала лежат воспоминания детей и записная книжка участника Великой Отечественной войны Долгополова Сергея Григорьевича.
Родился Сергей 1 апреля 1924 года в Кировской области, Арбажского района деревня Долгополы. Он был вторым ребёнком в многодетной семье.
Детство, как и у всех детей того времени, проходило в труде. Первые трудности пришли с коллективизацией: одним днём семья потеряла всё – от коровы до последнего ухвата. Остались одни стены, пол и потолок. Но жизнь продолжалась.
Семья по-прежнему продолжала много трудиться. Сергей закончил 4 класса. И пошёл работать в колхоз. Учиться больше не было возможности, за ним ещё подрастало четверо детей. Работал он в колхозе за трудодни.
22 июня 1941 года началась война. 27 июня полсотни юношей из Арбажского района отправляют в Киров. Пока знают одно - не на войну. Юношам было по 17 лет. На войну брали в 18 лет. Повезли молодых новобранцев на пароходе от пристани Сорвижи. Когда пароход дал последний гудок - гудка не было слышно, провожающие на берегу запричитали, зарыдали, заглушая длинный гудок парохода. Все понимали, что их сыновей везут на явную смерть.
Привезли Сергея в город Киров в ФЗО (фабрично-заводское обучение). Там он обучался навыкам литейщика. Красная Армия отступала. Немцы уверенно шли по нашей стране. И в августе 42 года восемнадцатилетнего Сергея зачисляют в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и всю группу отправляют на войну.
Место призыва Сталинский РВК город Москва. Месяц он обучался в школе младших командиров. Потом Сергея отправляют в Чувашскую АССР в 1 ЗСП (запасной стрелковый полк) овладевать навыками автоматчика. 10 февраля 1943 года Сергея направляют в маршеву роту (временное формирование подразделение, обычно рота, батальон (дивизион) или команда (экипажи танков, самолётов), направлявшееся маршем, в ходе военных действий) и отправляют защищать город Ленинград. К тому времени уже 17 месяцев Ленинград держит оборону.
Полтора года Сергей воевал в самом пекле Синявских болот, охраняя «Дорогу жизни». Лежал в снегу, в который нельзя было даже зарыться, потому что ниже был лёд. Сергей Григорьевич рассказывал о том, что немец порой лежал так близко, что наши солдаты слышали их речь. Бомбили день и ночь, забрасывали листовки, в рупор на русском языке призывали перейти на сторону немцев, сообщая, какие города взяты фашистами и обещая сытую жизнь. С апреля 1943 года Сергей был пулемётчиком первого номера.
На вопрос: «Боялся ли смерти?» Папа рассмеялся и ответил: « Что её бояться, сегодня не убьют, так завтра убьют, не завтра, так послезавтра». Бывало, бой начнётся, как косой всех косило и опять новое пополнение солдат. Успеешь только спросить, как зовут, откуда, о, тёска, ложись, а он уже и замолчал. Голод был страшный, когда надо было бежать в наступление, только вскочишь и тут же падаешь от слабости. При прорыве блокады первыми шли крепкие сибиряки. Папа вспоминал, что когда меняли зимнее обмундирование на летнее- валенки снять не могли, потому что ногти врастали в них. Обувь разрезали ножом ..
Ленинград выстоял! С 1944 года Сергей служит фельдъегерем. Тут –то и пригодилась деревенская смекалка и безупречное ориентирование в незнакомой местности. Один случай рассказывал папа. «Принёс в штаб документы, вывалил все конверты на стол. Командир пересчитывает, одного конверта нет, а по военному времени - это расстрел. Куда делся? Пересчитал сам – действительно, не хватает. Сергей знает, он не виноват. Что делать? Где искать? Он с силой отдирает доски в землянке – и чудо - один конверт завалился за доску. Вся корреспонденция доставлена!»
В 1944 году советская армия уверенно шла на запад. Всю Россию и Украину пехотинцы прошли пешком. Сергей научился спать стоя. Однажды был привал, а папа всё шел и шёл, потому что он спал. Его уже окликнули однополчане. При отступлении немец зверел. Один случай запомнился двадцатилетнему Сергею на всю жизнь.
Дело было на Украине. Подошли они к одному украинскому селу (название не помнит, но село было большое), и в центре села большая куча убитых детей одного возраста, а наверху лежало растерзанное тело женщины. По телу убитой женщины ползал живой младенец. Немного не успели - над телами ещё шёл пар. Вышел политрук и сказал «Что тут скажешь - вы сами всё видите». Чувство ненависти ещё сильнее возникло у солдат, им захотелось быстрее догнать немцев и собственноручно задушить их.
Как и все ветераны Великой Отечественной войны папа не любил вспоминать о войне. О его героизме мы узнали только после его смерти на сайте «Память народа». « В период наступательных операций с 12 апреля по 6 февраля 1945 года тов. Долгополов работая фельдъегерем пункта сбора донесений проявил себя мужественным и отважным бойцом. Во время преследования противника на территории Польши и Германии, несмотря на частые перемещения командных пунктов дивизии и на другие трудности доставки секретная и совсекретная корреспонденция адресатам доставлялись всегда в срок. Бывали случаи, когда корреспонденция доставлялась дивизиям во время следования на марше. В ночь с 22на 23 января, несмотря на сильный артобстрел противника, пренебрегая опасности для жизни своевременно доставил в штаб 13 Стрелковую Дивизию боевой приказ». За это Сергея наградили медалью «За отвагу». Дальше Красная Армия освобождает Европу от агрессоров.
Папа вспоминал, что когда они заходили в Австрию все дома, окна, были закрыты и никто их не встречал. А вот в Чехословакии советских солдат встречали цветами, их умывали, кормили, поили, приглашали в свои дома.
Но самая счастливая дорога-это дорога домой. 29 августа 1947 года в 2 часа ночи он постучал в свой родной дом. -Кто там? -Сергей. Мама не поверила. Дверь не открыла. Пошла за отцом. И вот она долгожданная встреча!!! Сын живой!
Сергей Григорьевич прожил долгую и достойную жизнь. Со своей женой Марией Ивановной родили и воспитали 6 дочерей и 12 внуков.