Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам – солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!» Уходили на фронт отцы, старшие братья. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» – этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
Обстановка войны в стране не могла не сказаться на образование и деятельности школ. Воспитательной работе был предан боевой и патриотический характер. В Иркутской области была изменена программа преподавания почти всех предметов, они стали носить более практический характер. В период 1941–1942 гг. вводились занятия по изучению военного дела и основ сельского хозяйства.
В новом учебном году больше внимания было уделено военно-физкультурной подготовке учащихся. Число часов для этих занятий в 8–10 классах увеличится. Учащиеся должны были научиться преодолевать препятствия, владеть оружием, метать гранаты, переплывать реку, вести рукопашный бой. Девушки получали навыки в оказании первой медицинской помощи.
В годы войны не прекращались занятия в школах. Как бы ни было трудно, школьники продолжали учёбу. Многие учащиеся находились в школах с 8 часов утра до 6 часов вечера. Несмотря на трудности, успеваемость в большинстве случаев была высокой. Во время каникул школьники участвовали в ремонте школ и помогали взрослым.
С осени 1941 г. многие школьники Приангарья без отрыва от учёбы работали на предприятиях лёгкой промышленности, что помогала заводам быстро выполнять заказы фронта. Однако не только легкая промышленность нуждалась в дополнительной помощи, ребята работали на швейных фабриках и в обувных мастерских, брали заказы на дом и участвовали в пошиве обмундирования. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в огромных ботинках, которые были совсем не по размеру, стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках из-за маленького роста.
29 мая 1942 г. ЦК комсомола обратился ко всем учащимся и пионерам с призывом: наравне с отцами и матерями, старшими сестрами и братьями работать для фронта. На этот призыв последовал незамедлительный ответ. Школьники активно участвовали в патриотических движениях. В стране возникло и ширилось движение «Молодёжь – на производство!». В это движение быстро включились старшеклассники.
За свой нелегкий детский труд в годы войны многие дети были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Награждали не всех – самых лучших, не смотря на возраст. Всего по Иркутской области медалью «За трудовую доблесть» было награждено 316 детей и подростков, медалью «За трудовое отличие» – 288 чел.
Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Их трудовая деятельность явилась замечательным примером беззаветного служения Родине, своему народу. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым.
В 1941–1942 г. численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 г. доля подростков на них составляла 6 %, то в 1942 г. – 18 %, а в наркомате тяжелой промышленности 24–49,4 %. Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения: «Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы».
«Сейчас, большинство школ опустело. Школьники – на полях. Они служат Родине и помогают вести борьбу за урожай» – такими строками начинается статья в газете «Правда» от 27 июня 1942 г. Однако существенная помощь со стороны школ в уборке урожая наблюдалась и годом ранее. В августе 1941 г. в Иркутской области сельскохозяйственным трудом было занято 5 тыс. школьников. Подростки 11–13 лет трудились на полях колхозов, учились жать рожь, собирали оставшиеся колоски и вязали снопы.
По данным Иркутской областного отдела народного образования от 16 районов области в сельскохозяйственных работах участвовало 34 485 учителей и школьников. Самые высокие показатели работы наблюдались у учащихся 9 классов школ г.Иркутска, работавшие в Балаганском районе.
Советские школьники работали на прополке, окучивании и подкормке овощей, большинство из них участвовали в посевной и уборочной компаниях. Только в 38 областях страны свыше 190 тыс. школьников окончили курсы трактористов и комбайнёров. Юные дарования так же трудились и на колхозных полях. Всего собрали 2719 пудов колосьев, перебрали свыше 2 млн. т. овощей.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. В 1942 г. пионеры и школьники области вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тыс. учащихся. Вместе с учителями они выработали около 2 млн. трудодней, заработали 800 тыс. руб. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: скудное питание, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Дети пилили чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогали ухаживать за колхозным скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб.
Школьникам приходилось нелегко. Утром они ходили в школу, а после занятий бегали помогать взрослым. Зимой ребятишки собирались всей деревней, садились на лошадей и ехали в лес за селом. Пилили, кололи дрова, собирали хворост. Многие из них в это суровое время года обморозили себе руки, лицо. Морозы стояли сильные. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли своим родным на фронт. Работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы, молотили зерно. Детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков.
Ребята оказали огромную помощь в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений. Всего за годы войны было собрано 355,4 т. дикорастущих и лекарственных растений.
Деревенским детям приходилось очень трудно. Одна из тружениц тыла вспоминает о военном детстве: «Забрали отцов наших на фронт, у кого-то они вернулись домой, а кто-то похоронку получил. Нас осталось у мамы пятеро. Отец смог написать только одно письмо, погиб. Мы держали корову – приходилось отдавать масло, мясо, картошку сажали – и крахмал отдавали, и свежей рассчитывались и нарезанную лапшой и высушенную забирали у нас для фронта. А весна придет, лебеда да крапива поспевала, а брат рыбу ловил. Муки давали по 5 кг на 10 дней, но для фронта ничего не жалели. Как вспомню все это, слезы бегут».
Ушло детство с войной. Некогда было играть. Нужно было помогать растить младших детей, помогать взрослым на трудной работе. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны многие дети были награждены медалями, хотя тогда им было тогда 11–15 лет.
В первые месяцы войны проводился сбор теплых вещей для эвакуированных и денежно-вещевая лотерея. В декабре 1941 г. на 50 тыс. руб. облигаций передали в фонд обороны ученики и преподаватели Иркутских школ. Многие пионеры и школьники деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, сдавали в «фонд раненому воину».
Школьники вырабатывали по две-три смены в день и заработали в сентябре 1941г. 3,5 тыс. руб., из них 2 404 руб. передали в фонд обороны страны. Пионеры провели немалую работу по сбору металлолома. Только по 10 районам области в августе-сентябре 1941 г. было собрано 289 тонн 927 кг лома.
В годы Великой Отечественной войны ширилось тимуровское движение – массовое патриотическое движение школьников и пионеров, идеология которых призывала быть полезным Родине. Тимуровцы оказывали помощь семьям фронтовиков: ремонтировали квартиры, ухаживали за больными и детьми, помогали по хозяйству. Всего они заготовили около 75 тыс. м³ дров для семей фронтовиков.
Когда в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков, тимуровцы в нём приняли самое активное участие. Например, в июле 1941 г. около 20 тыс. различных подарков были отправлены воинам – фронтовикам от школьников Иркутской области. Руками пионеров и школьников было изготовлено более миллиона различных изделий значительная часть из которых была отправлена в качестве подарков в действующую армию. Нетрудно представить, какую радость они доставляли воинам – фронтовикам. Когда же развернулось движение за сбор теплых вещей, тимуровцы так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви. Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам – фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком «Мсти за папу!». Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами.
Подводя итоги, отметим, что история Великой Отечественной войны 1941-1945 г. включает в себя и героические, и трагические страницы. Победа над гитлеризмом была достигнута очень высокой ценой. Это относится как к прямым и косвенным людским потерям, так и к моральному, физическому надрыву сил населения страны, практически голодной жизни в тылу. Победа была бы немыслима без изнурительного каждодневного подвига детей и подростков – тружеников тыла. Поэтому одним из факторов Победы над врагом является значительный вклад детей и подростков нашего края в обеспечение стабильности тыла и организации помощи фронту. Война явилась своеобразным катализатором социально-политической и трудовой активности детей и подростков, она вызвала раннее взросление и личностную социализацию школьников.
Самоотверженный труд детей и подростков военного времени является прекрасным примером для молодежи. Тему об истории юных тружеников тыла в годы войны можно использовать для патриотического воспитания молодежи необходимо повысить статус детей войны, работавших в годы войны в народном хозяйстве, распространить на них льготы и привилегии участников Великой Отечественной войны.
Автор: Журавлева Дарья, 10 класс МАОУ «Средняя образовательная школа №13» им. академика М.К. Янгеля, г. Усть-Илимск
Руководитель: Урожаева Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания
По материалам XVII Всероссийской научно-практической конференции школьников "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", г. Усть-Илимск, 2016 г.