Война в судьбе моей семьи
Я должен всё переупрямить
Всё вспомнить, бывшее окрест.
Тот, кто зачёркивает память,
На будущее ставит крест.
А. Абрамов
-«Бабушка, расскажи о войне, и о прапрадедушке!» - прошу, по «скайпу» я свою бабушку Серебрякову Татьяну Владимировну и вижу, как тень грустных воспоминаний ложится на ее лицо, а руки начинают в волнении перебирать прядку волос.
«Что о ней, проклятой, вспоминать, не дай Бог никому испытать того, что вынесло поколение, пережившее войну. Война принесла невыносимую боль нашей семье!» - стала рассказывать моя, еще молодая бабуля.
Моего деда звали Исаак Моисеевич Вайнберг, родом он был с Украины. Вырос в очень бедной семье! Образование для него было тогда недоступно, но с приходом советской власти выучился, стал офицером.
Служить дедушку отправили в Грузию... Поехал он туда со своей молодой женой, старенькой мамой и с двумя дочурками. Младшую доченьку звали Роза. Она, когда выросла, стала моей мамой. То есть Розочка – это твоя прабабушка, Данюшка, с которой ты жил вместе в раннем детстве. Я знаю, что вы друг друга очень любили.
Исаака в семье звали Шура. Он был большой весельчак и на редкость добрым. У него во время службы была пара добротных сапог, а тут в его части ему выдали еще одну пару новых сапог. Он шел из части домой с новыми сапогами. Видит, идет ему навстречу босой, но взрослый знакомый армянский парнишка из местных, дедушка Шура подозвал к себе парнишку, прикинул в уме, что у него с ним один размер сапог и молча протянул сапоги. Парень остолбенел от счастья, а дед был рад, что угодил! Вот такой у нас был дедушка Исаак-Шура! Мой дед писал стихи для детей в газету «Пионерская правда». В Грузии дедушка вступил в партию, стал коммунистом! По званию до войны был капитаном.
22 июня 1941 года в городском парке г. Ахалкалаки, возле Дома офицеров слышался веселый, беззаботный смех вчерашних выпускников, прощающихся с детством перед вступлением во взрослую жизнь. Играл оркестр, дедуля мой - молодой офицер Красной Армии с двумя дочками отправился в парк. Вдруг, подбежал к нему вестовой и доложил, что началась война. Дедушка схватил детей в охапку, бросился домой, потом поспешил бегом в штаб дивизии.
Война. Для миллионов мирных людей наступили страшные времена горя, испытаний и потерь. Под неизменный марш «Прощание славянки» уходили бесконечные армейские эшелоны на фронты, приближающиеся все ближе и ближе к столице.
Через три месяца после начала войны нашего деда перевели с семьей в соседний город Ахалцихе. Дед перевез утром семью в новый Белый дом, а сам даже не успел побывать в новой квартире. Он отправился на фронт к местам боевых действий.
Служил дедушка в 47-ой горно-стрелковой дивизии им И.В. Сталина. Дивизию прямо с колес поезда сразу бросили воевать. Много людей из их дивизии погибли в первые дни боев.
От дедушки приходили открытки, письма-треугольники, где он писал, что разобьют фашистскую нечисть, и скоро вернутся домой, просил завести на патефоне Розочке «Калинку-Малинку», чтобы ей было веселее и не скучала по папе, старенькую маму просил не печалиться, что у него все порядке. Ни в одном письме он не жаловался. Всех утешал морально, и материально поддерживал. Сообщил радостно, что получил звание майора.
У деда была единственная сестра, у которой было 17 детей, из них, несколько пар близнецов. Эта сестра успела эвакуироваться со своими детьми без мужа в Ершовский район Саратовской области. Дедушка понимал, что сестре очень тяжело. Он велел жене делить свой офицерский денежный аттестат с сестрой. Бабуля понимала, что дедушкиной сестре очень тяжело, и она делилась дедовскими деньгами со своей многодетной золовкой, хотя сами жили скромно и голодно, из-за войны.
Дедушкина жена, моя бабушка Зина, во время войны сама таскала на третий этаж уголь для печки, колола и пилила дрова, сажала картошку. Трудилась день и ночь, не покладая рук. Заботилась о своей старенькой свекрови и двух маленьких дочках. И говорила, что, слава Богу, что мы не на оккупированной врагами территории. Поэтому нам не так тяжело! Как же не тяжело? Когда хлеб был, только по карточкам. Стояла часами за ним в очередях, Одно название было, что это хлеб! Продавали его по норме. А норма была малюсенькой!. Но она была рада и этому. В магазинах были пустые полки. На день рождения бабушке подруга подарила стакан сливочного масла. Она была так счастлива! Всю жизнь вспоминала про этот подарок! Война подорвала ей здоровье. Она умерла после войны молодой.
Розочка вспоминала, что ее с сестрой очень рано укладывали спасть, чтобы они не просили есть. Розочка говорила: «Бабуля, дашь кусочек хлеба, я сразу лягу спасть». Бабушка рассказывала, а сама плакала. Она вспоминала, что как-то, кто-то угостил ее маленьким кубиком плитки шоколада. Она не съела его, поделила этот малюсенький кубик с сестренкой. Розочка со своим детским садом выступала перед ранеными в госпитале. Они угощали малышей, кто кусочком сахара, кто карамелькой «подушечкой». Воспитательницы были очень сердечными заботливыми, заставляли детей тут же съесть сладости. Они хотели, чтобы редкие лакомства достались, именно, малышам. А наша Розочка умудрялась спрятать сладкое в кармашек шаровар, чтобы угостить свою сестренку. Она осталась на всю жизнь очень доброй и щедрой. У моей прабабушки Розы, познавшей голод во время войны, всегда была припрятано для меня лакомство.
Безграничное мужество и святая вера целого народа из последних сил спасали страну от захвата и порабощения. Дедушка наш попал в окружение, в Харьковский котел.
С 27 мая 1942 года майор Вайнберг И. М. в списках не значится. Так написали бабушке о дорогом дедушке Шуре. Воспоминания о военном времени продолжают передаваться из поколения в поколения. Рано утром в день Победы моя бабушка разбудила своих девочек плачем. Она, обняв их сонных в постельке, стоя на коленях горько плакала. До самой своей смерти, бабушка верила, что дедушка вернется домой! Умирая, она говорила взрослой Розочке: «Как безумно я любила моего Шуру, твоего папу!» Вот и весь рассказ моей бабули.
Всем потомкам моего прапрадеда достались его фотографии, письма, открытки с фронта. Этот архив самая большая ценность для нашей всей семьи! Все до одной хранимой нами реликвии, полны любви к Родине, к семье и надежде на Победу Я не видел войны, но я знаю ней. Мы должны знать, какой ценой завоевано наше счастье! Мир на нашей Земле! Солдаты погибали, понимая, что они отдают свою жизнь во имя будущих поколений. Я многое знаю о войне из произведений литературы, из рассказов моей мамы, папы, бабушки и прабабушки.
Война - это всегда тяжёлое испытание не только для страны, но и для каждого отдельного человека. Среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе доброту, любовь, сострадание. Судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений, погибших воинов. С помощью интернета, я с бабушкой и членами нашей большой родни узнали много интересного про 47-ую горно-стрелковую дивизию, в которой служил мой прапрадед майор Вайнберг Исаак Моисеевич. Имя моего предка высечено на обелиске г. Винница. Победа в Великой Отечественной войне - подвиг и слава нашего народа. В ней есть и доля вклада нашей семьи. Как бы не менялись за последние годы оценки и факты нашей истории, 9 мая – День Победы в России остается неизменным.
Вечная слава Победителям!