Война… Это слово для нас, сегодняшних мальчишек и девчонок, родившихся и живущих в достатке и покое, мало что значит. Оно не вызывает в нашем сознании страшных картин смерти, разрухи, голода и страданий. Оно не будоражит нас воспоминаниями, приводящими в ужас и панику. А вот для тех ребят, которых война накрыла с головой в 1941-1945 годах - это слово страшнее всего на свете, так как они на себе испытали все мучения и горечи, стоящие за ним.
Часто, бывая у бабушки, я замечала на коже её рук какие-то рваные следы, над правой бровью-какую-то странную глубокою морщинку, похожую на куриную лапку. А ещё, на голени правой ноги-вмятины с нечёткими очертаниями. На мой вопрос о том, что это, бабушка говорила, что это следы войны, которая оставила трагический отпечаток в судьбе нашей семьи. Об этом я и хочу рассказать.
Лапина Ульяна Ильинична бабушкина мама, родилась в 1902 году в селе Щёлоково. В 1921 году вышла замуж за Беседина Никиту. У них родились дочери: в 1925 году-Татьяна, а в 1930 - Ольга. Но муж Ульяны умер в 1933 году, и она осталась одна с двумя детьми и своей мамой-Февроньей. В это же время в селе Казачье овдовел мужчина Лапин Михаил Евстафьевич. У него остались трое совсем маленьких детей - Дмитрий(1930), Елена(1932), Прасковья(1933). Михаил Евстафьевич сосватал Ульяну. Он перевез ее с детьми и мамой в свое село Казачье. У семьи Лапиных вскоре родилась Мария (моя бабушка),в 1936 году, а в 1939 году – Нина. Так и жила бы большая семья Лапиных мирно, дружно и счастливо, если бы не война. В конце 1941 года Михаил Евстафьевич был призван в ряды Советской Армии и в начале 1942 года погиб под Смоленском. Ульяна осталась одна с детьми.
Семь лет мне было лишь всего,
Ворвались немцы к нам в село.
И стали шастать по домам,
И вот они приперлись к нам.
Ворвались в дом и прямо в печь-
Им видимо хотелось есть,
А мама не пускала их-
Кормить ведь надо семерых.
Ударил немец маму по лицу,
Мы подбежали к подлецу
И во весь голос закричали:
«За что ударил нашу маму?
Ну, выроете себе яму».
Наполнив котелки едой,
Они пошли из дома вон,
А по лицу у мамы кровь
Катилась с горькою слезой.
Такими словами описывает бабушка первую встречу с захватчиками. Это было в начале июня 1943 года.
Июль 1943 года стал самым страшным в семье Лапиных. Татьяна, старшая из детей, ей было 17 лет, ухаживала за ранеными солдатами в санбате, который расположился в здании школы. И вот прошел слух, что немцы не сегодня-завтра будут в селе. Санбат срочно готовился к эвакуации. Татьяна решила уйти со всеми, и перед уходом побежала полоскать солдатское белье на пруд. В это время налетели самолеты и начали бомбить село. Татьяна была сражена осколком и упала в воду. После бомбежки тело девушки выловили из воды и захоронили в огороде.
Во время этой бомбежки были ранены и другие дети Лапиных. У Марии множественные осколочные ранения, а у Нины тяжелое ранение в живот. Их мать Ульяна тоже получила «фашистские гостинцы», а у бабушки Февроньи были перебиты ноги. Ольгу присыпало землей, после бомбежки ее с трудом нашли. Перевязав и обработав раны, Ульяна с трудом занесла младшую дочь Нину в избу и положила ее на кровать. Помогла своей маме зайти в дом и усадила на лавку. Мария не отходила от сестры, Нина все время плакала и просила пить. Ей дали молока. Когда она его пила, то это молоко вместе с кровью вытекало из разорванного животика. К вечеру девочка умерла. Это была вторая потеря Ульяны за один день.
Война забрала у нее самую младшую и самую старшую из дочерей. Хоронить Нину решили с утра, но этого делать не пришлось. Утром был очередной налет. Бомбы падали в черте села, из хат выбегали люди и бежали в лес, в поля, куда глаза глядели и куда ноги несли. Вот и Лапины выбежали, хотели вынести бабушку Февронью, но она сказала, что будет пережидать бомбежку с телом внучки. Времени на споры не было, и потому все смирились с ее решением. Ульяна с детьми выскочила из избы, пробежав метров двадцать, она оглянулась и увидела летящий прямо в избу снаряд. Он взорвался, воспламенив всю хату… Так Ульяна потеряла и мать, которая заживо сгорела вместе с телом Ниночки. Хоронить было некого.
Ульяна с детьми осталась одна, без поддержки и без крыши над головой. Теперь ей не у кого спросить совета, поделиться своими мыслями. Но мир не без добрых людей. Зиму Лапины перезимовали у родителей Михаила - Мавры и Евстафия. А с весны Ульяна с детьми начала строить мазанку - небольшую хатку из глины. Она и старшие девочки рубили и носили бревна из ярушки, а младшие носили и мешали глину. 1945 год Ульяна с семьей встречала в своем жилье.
В мае 1945-го вся страна приветствовала вернувшихся с войны солдат. В Казачье стали возвращаться ушедшие на фронт жители. Но, к сожалению, не все, кому-то еще приходили похоронки. Вот и Ульяне, на место жительства матери, Февроньи, в один день пришло три похоронки - на Николая Ильича, Ивана Ильича и Константина Ильича Адониных. Получила похоронки и мать Михаила Мавра - на Михаила Евстафьевича, Егора Евстафьевича и Афанасия Евстафьевича Лапиных. Так моя бабушка Мария в годы ВОВ потеряла папу, двух сестер, бабушку, пять дядей. Это только родных, а сколько дальних родственников – одному Богу известно.
Чем дальше уходит война, тем ярче и четче становятся воспоминания Марии. Неизвестно, как бы сложилась ее жизнь, если б не было войны. Одно только можно сказать наверняка - после всего пережитого Мария научилась ценить жизнь, ценить людей и особенно – беречь своих детей. Сейчас ей 80 лет, она бодра, весела и всегда приветлива. Голодного накормит, нуждающемуся поможет, к страждущему не останется равнодушной. Для бабушки Марии слово «мир», «покой» - не пустые слова, и поэтому, когда мы собираемся у неё все вместе, а нас немало - четыре дочери, восемь внуков и четыре правнука, бабушка Мария всегда говорит: «Живите дружно и берегите мир».
Как жаль, что годы летят неумолимо. Все чаще бабушка болеет, слабеют руки, уходят силы. Бабушка для меня лучший друг, наставник и пример. Я ее очень люблю и хочу, чтобы жила она долго-долго.
Сочинение о моей семье автор: Съедина Алёна,16 лет Белгородская область Прохоровский район