Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Великая Отечественная война в истории моей семьи

Великая Отечественная война в истории моей семьи


Каждый человек вправе гордиться своей историей. История отдельного человека есть часть истории народа. История русского народа неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер.
То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего Отечества, своего народа, своего рода.

Из рассказов бабушки о войне
Моя бабушка - Ершова (Суманеева) Роза Ильинична, родилась 5 июля 1933 года. Выпускница железнодорожной школы № 21 г. Шарья. После окончания школы поступила в педагогический институт в городе Кирове. Затем вернулась в родную школу, где работала учителем биологии. Ее детство пришлось на годы войны.

Вот что она вспоминает:
22 июня 1941 года звучит по радио голос Левитана. Страшное сообщение о нападении фашистской Германии на нашу Родину. Отец и брат уходят на фронт. Отцу 40 лет, а брат только что окончил 10 классов. 1 сентября моя бабушка идет в 1 класс. Никакого торжества, без школьной линейки, без цветов. Ее первая учительница, Александра Петровна Овчинникова как родных встретила детей, оставшихся без отцов.

Трудности в школе начались с первого дня. Не хватало учебников, тетрадей. Для черновиков приспосабливали старые газеты. Писали стальными перьями. На партах были чернильницы-непроливашки, на стене - керосиновая лампа. Из блокадного Ленинграда целые эшелоны шли на восток.

В школу и в класс, где училась бабушка, тоже прибыли дети из осаждённого города. По Шарье распределяли блокадников по квартирам. В доме Суманеевых жила семья, девочка была с редким именем Регина. Они жили на Белозеровской улице, и в школу приходилось ходить по Вокзальной. Около вокзала в сквер выносили трупы ленинградцев – тех, кто умер от холода и болезней, не доехав до места назначения. Среди них были и дети. Роза вместе со своими подружками все это видели и плакали. Шарьинцы помогали чем могли. На перроне к приходу поездов из Ленинграда ставили столы с обедами, так как на вокзале не было ресторана. Все было бесплатно. В школе на перемене давали маленький кусочек ржаного хлеба с чаем, подслащенным сахарином. Бабушка вспоминает, что постоянно – и ночью, и днём – мучило постоянно чувство голода. Все время хотелось есть, особенно хлеба. Хлеба выдавали норму по карточкам (их отменили только в 1947 году). На карточку можно было купить целую буханку хлеба.

В Шарью в годы войны на отдых прибыла воинская дивизия. Солдат распределяли по домам. В доме у Суманеевых жили 6 солдат. Спали на полу, на соломенных матрацах. Один солдат был с полевой кухни и приносил котелок каши. Для моей прабабушки Веры и бабушки Розы это была большая радость! Дети любили школу, любили читать. Роза с 1 класса брала книги из библиотеки. Любили утренники. На одном из них моя бабушка читала стихи:
«Мой сын. Ты видишь,
Впереди идет солдат. Слепой.
Звезда и орден на груди.
Один рукав пустой.
Чтоб жил ты, не одну
В лицо он видел смерть.
Ты подойди к нему и
Помоги ему дорогу перейти».

В клубе «Красный транспортник» (здание сохранилось) была детская самодеятельность. Она пела в хоре, которым руководил немолодой мужчина из Ленинграда. Какими дружными были дети! Никаких драк, ссор. Коллективные игры в лапту и другие. Играли зимой и летом на улице, когда взрослые отпустят гулять. Сугробы зимой и теплые лужи после дождя летом – все это детские забавы.

Еще один момент из бабушкиного послевоенного детства. На Вокзальной улице строили тротуары пленные немцы. Часто дети останавливались около них, смотрели, удивлялись тому, что перед ними - обыкновенные люди. Мужчины смотрели на детей отцовскими взглядами. И несмышлёные дети своим детским умом начинали понимать, что эти враги военнопленные – просто солдаты. Солдаты вражеской армии, которых заставляли воевать, а на Родине у них остались тоже дети. И еще немцы работали на лесопристани в поселке Голыши (теперь он называется Ветлужский).

Приходили весточки с фронта от отца и брата, эти родные письма- треугольнички. Бабушка сохранила два письма, которые отдала в городской музей.

Радость пришла в дом в 1945 году. Раненые, но живые вернулись с фронта отец и брат. Но не в каждой семье была такая радость. Война есть война…

Из Америки поступила благотворительная помощь. Детям, чьи отцы были на фронте, дарили что-то из одежды. Розе досталась теплая юбочка и красивые рукавички. Дети помогали взрослым дежурить на улице в ночное время, чтобы вовремя поднять людей, если случится пожар. У всех было печное отопление. Дежурным надо было проходить улицу несколько раз и стучать в деревянные колотушки – для спокойствия жителей, чтобы знали, что дежурные на месте. Три раза утром (в 7 часов, в 7 часов 30 минут и 8 часов) гудел паровозный гудок, чтобы дети не опаздывали в школу, а взрослые – на работу.

После войны, когда бабушка училась в 6 классе, их увезли копать колхозную картошку далеко от дома. Жили в деревне. Она впервые носила лапти, так как не было сапог.

Моя бабушка помнит всех учителей, которые учили ее с 1 по 10 класс. Добрые, справедливые, по-матерински ласковые. В годы войны они морально поддерживали всех, кто проводил родных на фронт, ведь школа была вторым родным домом.
Бабушка, бабушка!
Ангел, мой старенький,
В гости к тебе я на лето опять
Сделай, пожалуйста,
Вновь меня маленьким
Можно я буду с тобой ночевать?

Мои прадедушка и прабабушка Суманеевы
Мы дети той войны, где пали наши деды.
Где силой всей страны ковали мы Победу.
Мы той войны сыны –
Пожаров, взрывов, стонов…

Отец моей бабушки Розы, Суманеев Илья Антонович, родился в 1901 году. В 1939 году был взят на карело - финскую войну. А в годы Великой Отечественной войны пришлось воевать на других фронтах, в западных областях России. Был разведчиком. На Калининском фронте получил тяжелое ранение, находился на лечении в госпитале. Награжден медалями за «Победу», за «Боевые заслуги», Орденом Великой Отечественной войны второй степени. После войны работал в Шекшемском леспромхозе. Илья Антонович умер 10 сентября 1986 года в возрасте 85 лет.

Мама бабушки Розы, Суманеева Вера Николаевна, родилась в1901 году в крестьянской большой семье. С утра до вечера все работали на поле, сеяли зерновые, лен, пасли скот. Прабабушка пряла, ткала холсты, отбеливала на снегу. Когда началась коллективизация, создание колхозов, то из личного хозяйства отобрали скот, землю. Прабабушка Вера рассказывала, как вынесли ее сундук с холстом и прочим рукоделием.1933 год был голодным. В1936 году Илья Антонович и Вера Николаевна переехали в Шарью. В Шарье жили на квартире. Моя прабабушка была очень доброй, любила соседей. Никогда не отпустит почтальонку, не покормив ее. Она умерла в 1959 году.

Мои родные со стороны папы

Прадед Ершов Борис родился в 1912 году. Погиб 31 августа 1944 года в Прибалтике. Есть братская могила, где он похоронен.

Загарских Ольга Ивановна (1903 - 1997) - моя прабабушка. Ольга Ивановна окончила классическую гимназию и работала с беспризорниками в городе Кирове. В 1920 году Советская власть направила ее в Мухинскую волость, где она начала работать учителем: днем учила детей, а по вечерам учила взрослых. Ездили по деревням с беседами о коллективизации. Часто это было очень опасно, так как шло раскулачивание. Советскую власть признавали не все. В деревнях было единоличное хозяйство. В это время прабабушка познакомилась с моим прадедом Васильевым Гавриилом Филипповичем. Его направили в это село вести работу с людьми, чтобы поднимать сельское хозяйство. Он работал в правлении колхоза, а затем председателем. После войны – главным бухгалтером. Они ходили получать зарплату на весь колхоз в райцентр за несколько километров. Гавриил Филиппович обматывал прабабушку деньгами, затем тканью. Шли налегке, а в сумке были продукты, которые они якобы купили в центре – своеобразная уловка, чтобы на них не напали кулаки. Против прадеда были заговоры, но его вовремя предупреждали друзья. Гавриил Филиппович – участник трех войн. Во время Великой Отечественной войны служил в разведке. С войны вернулся в 1945 году. Снова был председателем, а потом главным бухгалтером. У Ольги Ивановны и Гавриила Филипповича было семь детей - три дочери и четыре сына.
Отец Ольги Ивановны был священнослужителем. Он умер от сердечного приступа. Мама, матушка Степанида, руководила церковным хором. Она умерла от тифа - заразилась от солдат. Работала в военном госпитале в 1913 году.
Отец Гавриила Филипповича - крестьянин. Сведений о прабабушке, матери Гавриила Филипповича не сохранилось.

Заключение.
Я понял, что надо более чутко относиться ко всем людям. Особенно к ветеранам тыла, войны, уметь ценить мир, что нам подарен, трудиться добросовестно, как мои родители. А для этого сейчас мне нужно прилежно учиться, чтоб в будущем стать достойным человеком, принести пользу семье, городу, стране. Время стремительно движется вперед. Я расту, взрослею, но примером мужества и стойкости для меня будут мои прадеды, самоотверженный труд моих прабабушек в годы становления Советской власти и Великой Отечественной войны на благо Родины. Хочется думать о жизни, размышлять, ценить свою Родину, бережно относиться к ней, а также помнить историю своей Отчизны, частью которой являлись мои родственники, перенося вместе с Родиной все тяготы жизни. К этому обязывает нас долг памяти. Я считаю - чтобы было будущее счастливым, надо помнить историю, какой ценой завоевано счастье. Закончить свою работу я хочу словами нашего президента В.В.Путина: «Государство сильно не только мощью своей армии, твердостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него малых государств человеческих семей».

Автор: Алексей Ершов, студент ОГБПОУ
«Шарьинский политехнический техникум
Костромской области», 1 курс
Руководитель:Бессонова И.В., преподаватель






635 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Русь по­па­ла в за­ви­си­мость от Зо­ло­той Орды в ре­зуль­та­те:
    A3
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме