Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинения по произведениям Д. И. Фонвизина » Анализ комедии Недоросль

Анализ комедии Недоросль


Анализ комедии НедоросльАнализ комедии Недоросль по плану

 

1. Введение. Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" по праву относится к классическим произведениям русской литературы. С момента создания она не сходит с подмостков ведущих театров. Имена героев комедии и их знаменитые фразы стали нарицательными. Круг проблем, затронутых в произведении, остается актуальным и в наше время.

 

2. История создания. Фонвизин начал писать "Недоросля" после возвращения в 1778 г. из Франции и закончил работу в 1781 г. Острое содержание произведения затрудняло его постановку. Фонвизину пришлось вступить в борьбу с правительством Екатерины II, добиваясь разрешения на премьеру спектакля. Она состоялась в сентябре 1782 г. и прошла с большим успехом. Впервые опубликован "Недоросль" был в 1783 г.

 

3. Смысл названия. Во времена Фонвизина термин "недоросль" означал несовершеннолетнего дворянина, еще не поступившего на государственную службу. Термин еще не имел того отрицательного смысла, который заложен в комедии.

 

4. Жанр. Комедия, полностью выдержанная в рамках классицизма.

 

5. Основная тема произведения - невежество провинциального русского дворянства. В центре внимания автора находится семья Простаковых. Глава семейства вообще не играет никакой значительной роли, находясь "под каблуком" своей жены. Настоящей хозяйкой является госпожа Простакова - деспотичная и жестокая женщина. Семья Простаковых относится к захудалому провинциальному роду, закостеневшему в своем невежестве. Тем не менее, госпожа Простакова гордится своим происхождением. Она считает его достаточным основанием для самого грубого произвола над подвластными ей людьми. В жизни Простакова ценит только деньги и вообще материальное благополучие. Она презирает науку, знания и образование, считая последнее абсолютно бесполезной тратой времени. В таком духе воспитывается любимый сын Простаковых - Митрофанушка. Это ни к чему не пригодный лентяй и полный балбес. Митрофанушке уже шестнадцать лет, но по уровню развития он - совершенный ребенок. В таком возрасте крестьянские дети уже работают наравне со взрослыми, а Митрофан до сих пор играет в детские игры. Ненормальное развитие Митрофанушки проистекает из вседозволенности. Ребенок с детства избалован тем, что любое его желание немедленно исполняется. Конечно, по понятиям той эпохи на дворянина были обязаны работать подвластные ему крепостные крестьяне. Но освобожденное от физического труда дворянство должно было развивать свои умственные способности. Митрофанушка освобожден и от этой обузы. Простакова понимает, что приходят новые порядки. Для поступления на службу необходимы знания. Она нанимает для Митрофанушки учителей, об уровне подготовки которых красноречиво говорят фамилии: Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Если Цыфиркин с Кутейкиным все-таки могут обучить избалованного Митрофана хотя бы элементарному чтению, письму и математике, то Вральман вообще является бывшим кучером. В любом случае учителя бьются напрасно. Через бестолковую голову знания проходят, как сквозь сито. К тому же мать считает, что "чрезмерное" занятие науками вредит ее ребенку. Свой уровень знаний Митрофан ярко демонстрирует перед Стародумом. Безграмотные мать и отец чрезвычайно довольны своим чадом, не понимая, насколько он смешон. Сам Митрофан так выражает свое отношение к науке: "Не хочу учиться, хочу жениться".

 

6. Проблематика. Невежество русского дворянства в эпоху Фонвизина становилось серьезной проблемой для развития всей страны. Отрицательное отношение к Просвещению большинства помещиков лишало Россию образованных кадров государственных служащих. В "тепличных" условиях росла целая армия бесполезных недорослей, не способных к самостоятельной и эффективной для государства деятельности. Такие люди неизбежно будут деградировать, превращаясь в новых Скотининых, для которых свинья дороже человека. Невежество приводило и к усилению крепостнической системы. Если образованная часть общества, познакомившись с идеями европейских просветителей, уже задумывалась о необходимости отмены крепостного права, то в провинции царил самый грубый деспотизм и произвол. Простакова, например, считает, что имеет неограниченную власть над своими людьми. Самый "опасный" персонаж комедии - Стародум. В этом образе автор воплотил свои идеальные представления о настоящем дворянине. Стародум высказывает довольно-таки резкие суждения о высшем обществе и господствующих в нем порядках. По мнению Стародума Петр I подал блестящий пример государственного управления, а также воспитания и образования людей. Постепенно заветы великого царя-реформатора были забыты. Люди достигают званий и чинов не за выдающиеся дела и личные качества, а благодаря деньгам, происхождению и грубой лести. Наконец, Фонвизин затрагивает проблему ненасытной жадности, способной толкнуть невежественного человека на преступление. Простакова и Скотинин изо всех сил стараются завладеть наследством Софьи. При этом им нет никакого дела до мнения самой девушки. Полной противоположностью является Стародум. Копив деньги несколько лет путем упорного труда, он без сожаления расстается с ними, желая осчастливить свою племянницу.

 

7. Герои. Простаков, Простакова, Митрофан, Еремеевна, Правдин, Стародум, Софья, Милон, Скотинин и др.

 

8. Композиция. Комедия состоит из пяти действий. Согласно требованиям классицизма в ней четко выделяются экспозиция (сцена примерки кафтана), завязка (письмо Стародума), кульминация (подготовка похищения Софьи) и развязка (взятие владений Простаковых под опеку).

 

9. Чему учит автор. Главный нравоучительный смысл комедии заключается в неизбежном торжестве знаний, добра и справедливости. Произвол отрицательных героев рано или поздно будет разоблачен, а бесполезные недоросли отправлены на исправление ("Пошел-ко служить...").





4491 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Какое по­ня­тие воз­ник­ло в связи с про­цес­сом де­мо­кра­ти­за­ции куль­ту­ры в 1870—1890-х гг.?
    A13
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Господин Простаков образ и характеристика
Господин Простаков образ и характеристика
Господин Простаков образ и характеристика по плану 1. Общая характеристика. Господин Простаков - самый загадочный и ненатуральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль". Совершенно непонятно, для чего он введен в произведение. Являясь
Стародум образ образ и характеристика
Стародум образ образ и характеристика
Стародум образ образ и характеристика по плану 1. Потомок "птенцов гнезда Петрова". Один из главных персонажей комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Стародум олицетворяет собой продолжение славных традиций, заложенных Петром Великим. Его отец служил
Правдин образ и характеристика
Правдин образ и характеристика
Правдин образ и характеристика по плану 1. Общая характеристика. О назначении и роли Правдина в комедии "Недоросль" красноречиво говорит его фамилия. Действуя исключительно честно и правдиво, этот персонаж призван искоренить всю несправедливость,