Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинения по произведениям А. Н. Островского » Кабаниха образ и характеристика

Кабаниха образ и характеристика


КабанихаКабаниха образ и характеристика

 

1. Общая характеристика. Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - одна из главных героинь пьесы А. Н. Островского "Гроза".

Это богатая купеческая вдова, мать Тихона и Варвары. Деспотическое отношение Кабанихи к сыну и невестке, установленный ею строгий порядок в семье становятся основными причинами трагедии Катерины.

 

2. Характер и поведение. Марфа Игнатьевна твердо придерживается давно устаревших правил и норм поведения. Она требует от домашних (прежде всего, сына) беспрекословного подчинения и исполнения всех ее приказаний.

Кабаниха уверена, что по праву старшинства может свободно распоряжаться судьбами членов семьи. Целыми днями Марфа Игнатьевна "точит" сына, читая ему наставления о том, как нужно жить. Вместе с Тихоном надоевшие "нотации" выслушивает Катерина.

Кабаниху очень беспокоит неправильная с ее точки зрения жизнь молодых супругов. Одно из главных убеждений Марфы Игнатьевны состоит в том, что жена должна бояться мужа. По ее мнению, настоящее уважение может быть основано только на страхе.

Себя Кабаниха считает очень мудрой женщиной. Без ее наставлений и советов Тихон с Катериной не смогли бы прожить. Один из способов Марфы Игнатьевны оказать давление на слабовольного сына и невестку - выставить себя в роли жертвы. Она любит жаловаться на то, что сын "променял" ее на молодую жену, мечтает поскорее избавиться от матери и зажить своей волей. Причитания вдова сочетает с откровенной руганью ("Что с дураком и говорить!").

 

3. Образ мыслей. Взгляды Кабанихи на жизнь основаны на "Домострое" (сборник правил и норм поведения XVI века). Красноречивое представление о них дается в наставлениях, которыми сопровождается отъезд Тихона и его прощание с женой. Автор опускает длинный список приказов, который Тихон выслушивает наедине с матерью. Для него гораздо важнее вторжение деспотичной женщины в семейную жизнь сына.

Кабаниха устраивает целое "представление", которое словно бы отбрасывает участников сцены в далекое прошлое. По требованию и подсказкам матери Тихон "для порядка" дает жене формальные и бессмысленные приказания: "Не груби!", "Почитай... маменьку", "Работай что-нибудь". Комичнее всего выглядит приказ: "Не заглядывайся на парней!". Именно он больше всего обижает Катерину и становится одной из причин ее измены мужу.

При прощании Марфа Игнатьевна заставляет Катерину по старинному обычаю поклониться Тихону в ноги. После отъезда она находит еще один повод для упрека невестки, которая, проводив мужа, не "воет" по нему. Для себя Кабаниха уже давно сделала окончательный вывод о молодых людях: "Ничего-то не знают, никакого порядку".

Закосневшая в невежестве женщина, вероятно, даже не подозревает, что именно ее взгляды на семейные отношения являются смешными, неуместными и безнадежно устаревшими. Общие воззрения Марфы Игнатьевны изложены в ее разговоре с Феклушей. Две ограниченные женщины убеждены: жизнь становится все хуже и хуже, наступают "времена... по всем приметам последние".

 

4. Кабаниха и Дикой. Марфа Игнатьевна и Савел Прокофьевич олицетворяют собой затхлую атмосферу, окутавшую провинциальный город. Между ними есть много общего: деспотическое отношение к подвластным людям, тяга всех поучать, презрение к живущим не "по порядку", ненависть к любым новшествам. Когда Кулигин говорит Борису о "жестоких нравах", грубости и лжи, царящих в городе, он прежде всего имеет в виду Кабаниху с Диким.

 

5. Значение образа. Марфа Игнатьевна приносит близким одни страдания: погибает Катерина, уходит из дома Варвара, обрекается на мучения Тихон. Она и ей подобные люди стремятся задушить все искренние человеческие порывы, заменить их строго установленным порядком. Образ Кабанихи - символ самого закоснелого консерватизма, грубости и жестокости.





2969 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    [b]Прочтите отрывок из воспоминаний Г.П. Чумакова и определите, к какому году они относятся[/b] «С середины мая с Керченского полуострова стали приходить тревожные вести. Бои там достигли наивысшего напряжения. Чувствовалось приближение катастрофы... Началась большая работа по укреплению Севастополя. Собственно, она и не прекращалась все время. Но сейчас оборонительные рубежи стали вновь усовершенствовать... Среди солдат многие помнили Первую мировую и Гражданскую войны. «Помереть, так помереть... что же, только с пользой». На политзанятиях сообщались сведения о наших силах и возможностях, о том, что мы можем и должны отстоять Севастополь. Отступать не-куда: позади море... В конце мая усилились налеты авиации противника на Севастополь, началось авиационное наступление немцев на город... Развернулись ожесточенные воздушные бои ».
    A16
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Катерина Кабанова образ и характеристика
Катерина Кабанова образ и характеристика
Катерина Кабанова образ и характеристика 1. Общая характеристика. Катерина Кабанова - главная героиня пьесы А. Н. Островского "Гроза". Это молодая женщина, жена Тихона, которая вместе с мужем страдает от деспотизма Марфы Игнатьевны (Кабанихи).
Варвара Кабанова образ и характеристика
Варвара Кабанова образ и характеристика
Варвара Кабанова образ и характеристика героини пьесы Гроза Островского 1. Общая характеристика. Варвара Кабанова - один из персонажей пьесы А. Н. Островского "Гроза", сестра Тихона и самая близкая и доверенная подруга его жены - Катерины.
Харита Игнатьевна Огудалова в пьесе Бесприданница
Харита Игнатьевна Огудалова в пьесе Бесприданница
Харита Игнатьевна Огудалова образ и характеристика План 1. Введение 2.Общая характеристика 3.Цель оправдывает средства 4.Трагическая развязка Вторым по значимости трагическим женским персонажем в пьесе А. Н. Островского "Бесприданница" является