Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - один из главных персонажей комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". Он представляет собой типичного российского провинциального судью, для которого правосудие стоит на последнем месте.
↑ Характеристика Ляпкина-Тяпкина
Гоголь дал очень характерную фамилию своему герою, происходящую от разговорного обозначения неумелой спешной работы - "тяп-ляп". Имя судьи с древнееврейского переводится как "тяжесть", а отчество означает "божий дар" (греч. Феодорос). "Тяжелый божий дар" Ляпкина-Тяпкина - его бездарная служба на должности судьи. По указанию самого автора, исполняющий роль Аммоса Федоровича должен иметь важный представительный вид.
Судья испытывает к себе и своим речам глубокое уважение. Он уверен, что такое же чувство должно возникать у окружающих. С глубокой иронией Гоголь специально подметил, что Ляпкин-Тяпкин прочитал "пять или шесть книг", что еще больше поднимает его высокое мнение о себе. Аммосу Федоровичу выпадает на долю первым попытаться преподнести Хлестакову взятку. С огромным волнением и страхом служитель правосудия "с честью" совершает эту "операцию".
↑ Судопроизводство под руководством Ляпкина-Тяпкина
В тревожном разговоре городничего с собравшимися чиновниками о приезде ревизора вскрывается истинное положение дел в городе. Оказывается, городничему прекрасно известно о мелких "грешках" судьи. Аммос Федорович позволяет себе вольнодумство в разговорах о Боге, берет взятки "борзыми щенками" и не считает это преступлением.
В здании суда царит полный беспорядок: "высушивается... всякая дрянь", бегают гуси, а заседатель постоянно пьян. Ляпкина-Тяпкина совершенно не беспокоит предстоящая проверка. Он признается, что после пятнадцатилетнего пребывания в должности судьи до сих пор ничего не понимает в судебной документации. Судья уверен, что разобраться в этих бумагах не под силу никакому ревизору. Отсюда можно сделать вывод о том, в каком состоянии находится судопроизводство в городе.
↑ Итоги
Нет никакого сомнения в том, что Ляпкин-Тяпкин был "списан" Гоголем с реальных провинциальных судей. Шквал критики, обрушившийся на писателя после премьеры комедии, косвенно подтверждает это. Бесчисленные прототипы Аммоса Федоровича решали дела, беззастенчиво получая взятки. При этом они были уверены, что поступают по справедливости и божьему соизволению.