Самолет Як-141 — сверхзвуковой палубный самолет вертикального взлета и посадки — многоцелевой проект, который был начат в 70-е годы 20 века, и фактически не получил дальнейшего развития после распада страны.
Як-141 стал третьим самолетом в мире, преодолевший скорость звука.
Он был призван решать следующие задачи:
- обеспечение прикрытия авианосных соединений от противника;
- завоевание и удержание господства в воздухе в случае наступления военных действий;
- ведение маневренного боя (ближнего и дальнего);
- нанесение ракетных ударов по наводным и наземным объектам.
Этот уникальный самолет должен был заменить своего предшественника Як-38 и войти в группу воздушных суден тяжелых крейсеров-авианосцев. Однако эпоха решила все по своему.
После развала СССР практически полностью прекратилось финансирование, испытания новых самолетов проходили проблемно, а потом и вовсе оказалось, что сами военные негативно настроены к самолетам СВВП.
Проект оказался замороженным, а в 1992 году закрылся окончательно. Сегодня увидеть два сохранившихся экземпляра самолета Як-141 можно лишь в музеях.
↑ История создания самолета Як-141
Бытует мнение, что Як-141 стал улучшенной версией первого советского самолета с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-38. Однако это в корне не верно. Сверхзвуковой Як-141 стали разрабатывать уже с 1973 года, создавался он как серийный самолет.
Летом 1974 года ЦК КПСС поставил перед конструкторами точные цели и сроки. Самолет должен был быть готов к испытаниям уже к 1982 году. Перед бюро Яковлева ставилась сложная задача.
Уже на стадии проектирования высокоплана появились первые трудности (например, размещение подъемных двигателей), но к 1980 году все вопросы компоновки были урегулированы. Было принято решение о сборке четырех самолетов для испытаний:
- изделие 48-1 для наземных проверок;
- изделия 48-2 и 48-3 для летных проб;
- изделие 48-4 для статических испытаний.
По ряду технических причин (в основном из-за разработки поворотного сопла для ПМД) государственные испытания самолета были перенесены на 1985 год. В 1984 году самолет Як-141 лишился своей основной поддержки (главный разработчик А. Яковлев ушел на пенсию, а министр обороны Д. Ф. Устинов умер).
Поставки двигателей задерживались, к тому же изменились требования и к самолету. Но все же первый полет состоялся. 9 марта 1987 года летчик-испытатель Андрей Синицын поднял в воздух первое изделие. В 1989 году совершил свой первый полет Як-141 (изделие 48-2).
Новый самолет был обнаружен американским спутником разведки и получил кодовое название "Фристайл". Во время испытаний на борту авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" произошла настоящая трагедия. Из-за ошибки летчика Якимова, управлявшего самолетом, Як-141 загорелся при посадке на палубу. Восстановить машину не удалось. Это происшествие стало одним из решающих факторов по закрытию проекта.
После прекращения государственного финансирования, создатели самолета Як-141 пытались найти поддержку за границей, но несмотря на положительные отзывы после авиавыставки, ни одного заказа на самолеты не последовало.
↑ Технические характеристики самолета Як-141
- Масса самолета — 11650 кг;
- Максимальная нагрузка боезапасами — 2600 кг;
- Длина самолета - 18,3м;
- Высота самолета - 5м;
- Максимальная скорость 1250 - 1800км/ч;
- Экипаж самолета - 1 челловек
↑ Интересный факт
В течение двух недель испытаний летчиком А. Синицыным были установлены 12 мировых рекордов (наилучшее время подъема, наибольший размер груза).
↑ Итоги
В ходе испытаний были выявлены уникальные характеристики новой машины. Як-141 мог бы стать одним из самых лучших самолетов данного класса и завоевать лидерские позиции в мире. Несмотря на то, что прошло уже больше двадцати лет с момента последних испытаний, самолет Як-141 до сих пор не потерял своей актуальности.