Любить свою Родину — значит знать её
» Оружие России » Самолет Як-3

Самолет Як-3


самолет Як-3Як-3 – одноместный поршневой самолет, который не только главный конструктор А. Яковлев считал лучшим истребителем эпохи Великой Отечественной войны. Если в небо поднимался Як-3, шансов у противника не оставалось. Относительно этих самолетов немецкие летчики имели официальный приказ своего командования в бой не вступать.

 

История создания Як-3

 

Лето 1942 г. было отмечено появлением высокоскоростных и маневренных вражеских истребителей, превосходивших все имевшиеся тогда в строю советские машины.

 

Положение на фронтах требовало немедленного ответного хода. Чтобы добиться результата как можно скорее, минимизировать затраты на проектирование, сохранить высокую преемственность в производстве и обслуживании, ОКБ Яковлева взяло за базу Як-1.

 

Новый «Як» не планировался на замену «единички» и «девятки». Он предназначался только для завоевания превосходства в воздухе. Во главу угла ставилось наращивание скорости и повышение маневренности, пусть даже в ущерб другим характеристикам.

 

самолеты Як-3

 

Сформировались основные направления работы: поиск нового, более мощного двигателя, снижение массы, совершенствование аэродинамической компоновки. Як-3 проектировался и строился в 1942-1943 гг., госиспытания прошли молниеносно, с мая–июня 1944 г. его начали отправлять в войсковые части.

 

Превзойти истребитель на малых и средних высотах оказалось невозможным. Именно этому «Яку» летчики-асы зачастую отдавали предпочтение при вылетах на свободную охоту. Машины отлично зарекомендовали себя не только выдающимися скоростными и маневренным данным, отличной управляемостью, но и простотой обучения – строевым летчикам хватало на его освоение 20-30 часов.

 

Як 3

 

На завершающем этапе боевых действий Як-3 «бросали» на самые ответственные участки фронта для зачистки неба перед вылетом бомбардировщиков и штурмовиков. Использовался он также при блокировании аэродромов противника. По окончании войны было принято решение об установке на самолетах во время капремонта металлических крыльев – благо поставки металла наладились. Однако до реализации дело не дошло, более того – в августе 1946 г. программа производства Як-3 была свернута.

Характеристикисамолета Як-3

 

Як-3 (серийный с двигателем ВК-105ПФ2):

  • длина, м – 8,46;
  • размах, м – 9,20;
  • масса, кг: взлетная – 2692, боевая – 2490;
  • скорость макс., км/ч: у земли – 570, на 4000 м – 651;
  • время набора высоты 5000 м, мин – 4,5;
  • потолок практический, м – 11800;
  • дальность, км – 710;
  • дистанция взлета/посадки, м – 290/480.

 

Интересные факты о Як-3

 

  • Зафиксирован случай, когда легкий поршневой Як-3 вышел победителем в воздушном поединке со скоростным реактивным Arado Ar 234, «переиграв» немецкую «Молнию» только за счет уникальных управляемости и способности к маневру.
  • На вооружении авиаполка «Нормандия-Неман» стояли Як-3. Впоследствии руководство СССР оставило истребители в подарок французским летчикам, вернувшимся на них победителями в Париж.
  • Появление на Западе первых летательных аппаратов на реактивной тяге послужило толчком к тому, что Яковлеву поручили создать отечественный аналог. Для этого на Як-3 установили ЖРД, разработанный В.П. Глушко.
  • В ходе первых тренировочных полетов произошла катастрофа, которая перечеркнула попытку создать гибрид поршневого и ракетного самолета. Впрочем, это не удалось никому, не только Яковлеву.
  • Як-3 оказался чрезвычайно нужной и своевременной боевой машиной, полностью отвечавшей требованию военного времени. В дальнейшем самолет облегчил переучивание большого числа пилотов разного уровня на новую технику, что значительно ускорило процесс формировании в СССР реактивной авиации.
  • Як-3 передал эстафету МиГ-15 и поставил славную точку в судьбе поршневых «Яков».




4001 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Пе­ре­нос сто­ли­цы из Пет­ро­гра­да в Моск­ву в 1918 г. был свя­зан с
    A15
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме