Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Великая Отечественная война в судьбе моей бабушки

Великая Отечественная война в судьбе моей бабушки


Дети военной поры
22 июня 1941 года многие дети играли на улице вместе со своими друзьями. Впереди было больше двух месяцев летних каникул, не было никаких забот, поэтому игры их казались ещё веселее, чем всегда. Казалось, что ничто не омрачит их безоблачное детство. Однако именно в этот тихий тёплый вечер многие из них впервые услышали слово «война». Уже 72 года назад окончилась Великая Отечественная, нет такой семьи, которой не коснулась  она.

 
22 июня ворвалось в сердце каждого человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила!  Кто же в настоящее время может нам рассказать о  том, какой она была, та война?  Ветеранов в живых почти не осталось, но живут среди нас те, кто во время войны сами были детьми.

 
В федеральном законе «О детях войны» говорится:  «К категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны».

 
Дети войны – это особое поколение. Страшно представить ребенка наедине с войной. Она делала детей и подростков взрослей. Это были уже не веселые, несмышленые ребята, а словно прожившие жизнь, набравшиеся опыта люди, которые смотрели на мир через призму войны. Маленькие герои, хорошо помнят Великую Отечественную, хотя в ее начале  им было 5,8,12, лет. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах  горесть поражений и радость побед. Поколению, рожденному в 30е годы,  было суждено пройти  великие испытания. Они внесли свой вклад в Победу. В годы войны тысячи ребят сражались: одни на фронте в действующей армии, другие в подполье и партизанских отрядах, миллионы подростков становились к станкам.


С первых дней войны дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии.  Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для ручных гранат. В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали и теплые вещи – носки, варежки, шили кисеты для табака.  Кроме того, они писали под их диктовку письма для родных и даже ставили спектакли и организовывали концерты, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной.  А голод, холод и болезни в два счета расправлялись с их жизнями, не успевшими толком начаться….


Очень часто на войне, наравне с взрослыми, воевали подростки 13-15 лет. Это не вызывало   удивления, потому что в русской армии с давних времен служили сыны полка. Чаще всего это был юный барабанщик или юнга. На Великой Отечественной войне это обычно были дети, лишившиеся своих родителей, убитых немцами либо угнанных в концлагеря. Именно поэтому части Красной Армии, если проходили по таким территориям, очень чутко относились к детям и нередко забирали их с собой. Как упоминает маршал Баграмян, часто смелость и изобретательность сыновей полка поражала даже бывалых солдат.


На пределе своих возможностей в годы ВОВ работала  иркутская промышленность. На начало войны в городе действовали не менее 20 мелких, средних и крупных предприятий. Но львиную долю промышленной продукции давали два тогдашних гиганта — завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева и Иркутский авиационный завод.


Авиазавод с началом войны наладил выпуск двух моделей боевых самолетов для фронта: пикирующий бомбардировщик и дальний истребитель, а также дальние штурмовики Ил-4 и Ил-6. На заводе имени Куйбышева освоили выпуск деталей для танков и другой боевой техники Красной армии, а также производили минометы и снаряды к ним.


Жизнь рабочего в иркутском тылу, впрочем, была не сахар. По большей части это изнурительный 12-часовой труд шесть дней в неделю. Да и седьмой день был выходным только формально. Несмотря на политику удержания ценных сотрудников на местах, люди убегали на фронт. Регулярно эшелоны с иркутскими призывниками продолжали уходить на передовую. Из-за этого с каждым годом в Иркутске все больше ощущался кадровый голод. Поэтому  к станкам возвращали пенсионеров, а затем ставили детей. В те времена в СССР детей ограждали от многочасового рабочего труда только до 13 лет. А затем и юношей, и девушек привлекали к работе. Благодаря действовавшему в Иркутске мединституту дефицита в кадрах для госпиталей наш город не испытывал. Большую помощь в уходе за пациентами оказывали  иркутские школьники. Нелегко пришлось необыкновенным мальчишкам и девчонкам. Они внесли посильный вклад в дело Победы, заменив своих отцов и старших братьев, ушедших на фронт.

Начало войны


О начале  войны Валентина Александровна рассказывает: «22 июня 1941 года  по репродуктору было объявлено о начале войны… Женщины собирали мужей, сыновей на войну. В тот день из нашей семьи ушли 4 мужчины, но вернулся только один…дядя Петя. Он прожил всего полгода после войны, потому что сильно был изранен».


Мне хочется рассказать о моей прабабушке, перенесшей все ужасы войны, испытавшей на себе, что значит не знать детства. Моя прабабушка – Уварова Валентина Александровна (Приложение) родилась в 1930 году. Уроженка и жительница во время войны села Олонки Иркутской области. Ее родители воспитывали  двоих детей.  Брат был старше Валентины Александровны на четыре года. Когда началась война, бабушке было 11 лет, а брату 15. Его отправили работать в шахту города Черемхово, а когда ему исполнилось 18 лет, забрали в армию. Он воевал с японцами. Вернулся домой с тяжелым ранением в ключице. Дожил до 1989 года. Эта страшная весть ее настигла в летнем лагере, затем приехали родители и забрали детей домой. Валентина Александровна вспоминает: «Когда приехали домой, мама начала собирать отца в армию. Его забрали в первые дни войны, три месяца бабушкин отец проходил подготовку, а потом был отправлен на фронт. С него он не вернулся». Мужчины ушли, их заменили женщины, дети, старики. Все четыре года напряженной работы. Страх потерять близких. Слезы по погибшим. Но они выстояли, дождались светлых дней Победы. До села Олонки  не докатились бои, не проходила линия фронта, не ощутили на себе жители всех страданий оккупации. Но что такое война знали все.

Школьные годы прабабушки во время войны и послевоенное время


В годы войны обучение в школе не прекращалось, но было ограниченно во времени. Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетнего обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. Все силы были направлены на помощь военным. Валентина Александровна рассказывает «В то время в школу принимали детей с восьми лет, а мне было семь. Пришли мы с мамой в школу, учительница спросила: «Сколько лет»? Я ответила: «Семь». И меня не приняли в школу, я так сильно плакала, потом зашла в другой класс и осталась учиться. Мне очень хотелось в школу».


Ученики писали в газетах между строк разведенной марганцовкой. Но однажды прабабушке ее тетя подарила тетрадь, она была так счастлива. В село Олонки в 1942 году прислали директора школы, он же вел урок истории. Валентина Александровна вспоминает: «Он очень был внешне  похож на Грибоедова. Все выспрашивал, все ему было интересно, что мы жуем, а мы жевали серу и удивлялись, тому, что он не знает про нее ничего, что кушаем, как живем. Мы учителей очень любили и его тоже. А потом в конце учебного года он повесился. Учитель написал предсмертное письмо, но про это письмо никто никому не рассказывал. Только спустя много лет после войны моя тетя, которая работала в КГБ, рассказала, что он повесился, потому что немецкая разведка завербовала его в свою шпионскую команду.

 

Наш учитель получил задание погубить детей олонской школы. В предсмертном письме он писал: « Когда я приехал в колхоз, жители села мне дали продукты: муку, овощи и даже мед. Дети же, которых я учил, очень хорошие, как могу я их погубить?». Ему грозила расправа за невыполненное задание и он решил покончить жизнь самоубийством. Бабушка рассказывает: «Наши учителя были добрыми. Помню, как один мальчик из нашего класса ходил в школу без обуви, вместо этого он обматывал ноги тряпками. Наша учительница принесла ему ботинки. Педагоги были чуткие, отзывчивые, честные, что даже хотелось быть похожими на них». Сидя за партой, она думала: «Буду такой же порядочной и доброй учительницей». Моя прабабушка рассказывала, как однажды в школе задали домашнюю работу. Нужно было написать три строчки заглавной буквы «Г», а пока она пришла из школы, забыла как пишется буква. Валентина Александровна была старательной, находчивой ученицей. Она взяла прутик, вышла на дорогу, а мимо проходил дяденька, он нарисовал ей букву на дороге.


Все дети трудились в колхозе. С области было отправлено распоряжение:  детей с 11 лет брать на  сельхоз работы. «1 сентября был необычен, - вспоминает прабабушка, - мы не бежали в школу с букетами цветов и белыми бантами, а копали картошку, пока снег не пошел, убирали капусту. Она говорит: «Мы не унывали». Школьников делили на бригады и после уроков шли на работу. В  бригаде, где работала Валентина Александровна было семь девочек. Катя Елизова бригадир. Они сажали картошку, а когда пришла пора ее пропалывать, она особенно зарастала «осотом»,  девочки  придумали игру, если выдернем длинный корень - это фашистский командир, поменьше – офицер. Пололи  очень хорошо, старались истребить каждого недруга.  «А когда копали картошку, мы играли так: если крупная  – это наши командиры, поменьше – офицеры, еще меньше – солдаты», - с улыбкой вспоминает бабушка.
 

Валентина Александровна с другими ребятами также работали на лесозаготовке.  Ученики должны были сдать по три кубометра дров уже колотыми, для отапливания  школы и других предприятий. Прабабушка мне рассказывала, как пилила лес ручной пилой с Ирой Шишкиной. Зимой они поливали дорогу ледяной водой, которую набирали из реки  Олонка черпаками в бочки, их ставили  на сани и разливали воду по дороге, чтобы лошадям легче было возить лес.  Вечерами с девчонками  вязали варежки, носки для солдат. Стряпали пельмени, которые потом замораживали и отправляли посылкой на фронт. Не всегда доходили посылки до родных. 


Во время войны  прабабушка закончила семь классов. Лишь после войны продолжила обучение. Она вспоминает: «1947 год был самый тяжелый для нас с мамой: мы остались без коровьего молока.  Нам не давали карточки на продукты, потому что мама тяжело болела и не могла работать. В это время я сдавала экзамены за  десятый класс. Бывает, сижу, учу предметы, а так кушать захочется, зайду в кладовку, все полки просмотрю, хоть бы корочку найти, очень хотелось есть».


Валентину Александровну после экзаменов  направили работать  в село Горохово учить 2 класс. Не смотря на тяжелые годы, она и еще несколько одноклассников закончили педагогический институт и посвятили свою жизнь детям, одноклассник  Голюшкин  Инокентий Иванович стал директором Александровской школы.  Валентину Александровну по распределению направили работать в  школу поселка Листвянка,  завучем. В 1960 году Валентина Александровна пришла работать в школу №1 города Шелехова.

 

В связи с расширением города, построили школу №5, и Валентина Александровна перешла вместе с детьми своего класса работать в эту школу. Она  44 года отработала в школе города Шелехова. Педагог вспоминает: «Я с уважением относилась к ученикам, когда я говорила им: «Здравствуйте, а мысленно добавляла Господа».  Валентина Александровна говорит: «Благодарю судьбу за то, что мне пришлось учиться в военное время». Именно в эти годы ее связала судьба с учителями, верными своей профессии. Валентина Александровна Уварова получила награду  за доблестный и самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны. Эту награду она ценит выше всех Юбилейных медалей, ведь  те события были частицей её нелёгкой жизни и  снятся ей, до сих пор.

Победа!


Закончилась Великая Отечественная. Наступил мир. Около 2 часов и 10 минут в эфире радиостанции, наконец, прозвучала та весть, которую ждали больше миллиона людей. Те слова еще надолго останутся в памяти родителей, детей, внуков… "Победа Советской армии!" - вот что тогда все услышали в эфире. Советский народ смог выстоять и победить фашистскую Германию. Валентина Александровна  День Победы описывает так: «Моя мама  очень сильно болела. В этот день  она первый раз встала с постели, вышла на улицу бледная-пребледная, присела около столба под репродуктором, когда я смотрела на нее, мне  казалось, что она прозрачная. И в это время объявили, что закончилась война. Я думала: «Как хорошо, что моя мама дожила до победы, теперь она поправится». Радость была непередаваема.


О Священной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, и литературные произведения, и прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы.  «Дети войны» их называют так  не по причине даты их рождения. Война их воспитала. На примере Валентины Александровны мы это увидели. Ведь не известно, как бы сложилась ее судьба и какую профессию она бы выбрала. Валентина Александровна  ни дня не пожалела о том, что стала учителем.

 

Она руководствовалась чувством патриотизма, ей хотелось воспитать достойных людей: таких, с какими она встречалась в военное время.  Уварова Валентина Александровна говорит:  «Военные года сыграли очень важную роль в моей жизни. Самое главное: они заложили ответственность за выполнение возложенных на меня задач. Война наложила отпечаток на всю мою жизнь. Я быстрее повзрослела, обрела независимость, самостоятельность в суждениях и решениях. При этом хочу сказать откровенно: я выполнила свой долг спокойно и уверенно».


Автор: Харланченко Полина, 5 класс
МКОУ ШР «ООШ№11»
Руководитель: Золотухина Олеся Николаевна учитель  английского языка МКОУ ШР «ООШ  №11»
Шелеховский район, с.Введенщина






1699 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Рас­про­стра­не­ние в Рос­сии со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ских тео­рий при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию
    A11
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Моя бабушка Валентина Ивановна Михалева
Моя бабушка Валентина Ивановна Михалева
Моя бабушка, Валентина Ивановна Михалева Моя бабушка родилась 11 марта 1924 года в г. Копейске Курганской области. В семье моего прадеда, Ивана Григорьевича и прабабки Елены Ивановны Вагановых, она была восьмым ребенком, всего детей было десять.