Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Акелов Василий Макарович

Акелов Василий Макарович


Акелов Василий МакаровичАкелов Василий Макарович. «ВОЙНА ВОШЛА В МАЛЬЧИШЕСТВО МОЁ»

Родился 9 февраля 1928 года в деревне Сергиевка Задонского района, который впоследствии был фронтовым. Когда началась война, мне было 12 лет. О начале ее я узнал вечером. Днём мы были на прополке посевов в колхозе, а мать пришла с работы позже и сказала: «Вася, война! На нас напал проклятый германец… и бомбит города наши по всей границе.

 

От севера до юга идут жестокие кровопролитные бои», - это первое, что я узнал о войне. Мы, ребятишки, взрослели быстро, и уже тогда знали, как помочь фронту. Ко мне в тот день пришли два товарища (они старше меня были), и сказали: «Вась, давай завтра поднимемся со светом солнца и пойдём в лес, заготовим лыки и свяжем уздечки, захватим лошадей и будем помогать работать». Так мы и сделали, а когда пришли взрослые ребята, они нам «дали по шее», и мы ушли. Это была наша первая помощь.

 

Но позже, когда им пришли повестки в армию, и рабочих рук не хватало, то мы уже работали наравне со взрослыми. В деревне нас было 28 человек детей, и мы охотно выполняли все работы. Пахали землю на волах: сколько мог пройти вол, столько мы за ним и ходили, пока не упадём. Чтоб вспахать 0,90 га, надо было пройти 36 км, а кроме этого мы сами водили волов на поле, с поля, в обед кормили, поили.

Так мы стали профессионалами своего дела, потому что с нами был один старенький рабочий, который научил всем правилам работы в поле: как начать распахивать землю, как закончить, как пахать, чтоб борозда была ровной, как сделать ремонт, если поломка какая-нибудь несложная. Кроме того что мы пахали днем, ночью скирдовали солому.

Мужчины косили, женщины срезали серпами. Рожь была хорошая, колосистая, ростом с меня. Делали это ночью, потому что днем немцы могли видеть нас из самолетов и сбрасывать гранаты, говоря тем самым: «Будете помогать работать - расстреляем!» А если ночью слышали самолёт, ложились под снопы, когда пролетал – опять вязать начинаем.

Днем возили зерно в Задонск во Владимирский монастырь, который был заполнен до купола. Я поднимался по тонким деревянным рейкам на самый верх, чтобы высыпать мешок, а ребята подавали снизу другой.

Ещё ребятишки ездили в лес на тех же волах, пилили деревья, возили их на Дон, где шло строительство моста, через который позже переправляли свёклу на Елецкий сахарный завод.

 

Помню еще случай, когда весь скот эвакуировали в Задонск, весь городской парк был забит коровами, и рёв там стоял страшный: коровы хотели доиться, а делать этого было некому, все женщины постоянно работали. У нас стояла военная часть. Командир эскадрона Будённый помогал местному населению всем, чем мог.

Немцы были в 15-ти километрах. А хлеба в те года родились очень хорошие, и я помню одного старого учителя Черных Афанасия Тимофеевича, который хотел сжечь весь урожай, чтоб фашистам не досталось. Но ему сделать этого не позволили, всей деревней молотили зерно, а так как складировать его было негде, разносили по домам, хозяева копали ямы под полом, там и прятали на случай, если немцы придут.

За год мы по чуть-чуть смогли передать всё зерно государству, и никто не утаил ни одного зёрнышка. Так как здоровых и сильных мужчин тогда в деревне не осталось, на сельскохозяйственной технике тоже работали женщины, а чаще всего совсем молоденькие девчонки. И в силу их непрофессиональности часто возникали поломки, с которыми справиться сами не могли. На помощь приходилось звать старых рабочих.

Василий Макарович с мамой и сестрой после войны

 

Председатель у нас был очень хороший и добрый, дядя Костя. Вспоминается, как 14-летняя девчонка Юлька остановилась на своем тракторе посреди поля, так как все подшипники повыскакивали. А дело-то было только в том, что она не смазала их вовремя маслом. Но дядя Костя даже не стал ее ругать, а, наоборот, поддержал, объясняя это тем, что если всех ругать и выгонять, то работать в такое сложное время будет совсем некому. Обстановка в деревне становилась всё тяжелей, когда начали приходить похоронки.

 

Было у нас всего 90 домов, и из каждого дома кто-то погиб. У моей тёти четыре сына ушли на фронт, а вернулся только один Иван, с орденами, медалями (Орден Славы у него был), но на костылях. Родная сестра Ксения с первых дней войны была призвана на Дальневосточный фронт. Работала она медсестрой в подвижном госпитале: в военном поезде переправляла тяжело раненых в глубокий тыл, а тех, у кого ранения были полегче, распределяла по близлежащим полевым госпиталям. Старший брат Филипп воевал под Калининградом, вернулся домой живой и здоровый, а потом всю жизнь проработал военным.

Василий Макарович с братом Филиппом 1945г

 

Зимой мы очищали от снега автотрассу, по которой машины ходили круглосуточно из Задонска в Елец и обратно. Однажды в очень снежную зиму к нам приезжали на помощь даже из Добринского, Тербунского районов, из Тамбовской области. Эти работники располагались в наших домах. Однажды мама позвала меня обедать и сказала: «Вась, садись на корточки: за столом нет места… а на твоё место на печке я положила женщину одну: очень она ослабела». Это говорит о том, что народ вместе с воинами стоял за свою Родину. И это не просто громкие слова. Так было на самом деле.

Война длилась 1418 дней, а на Липецкой земле – 250 дней и ночей. Я говорю «дней и ночей», потому наши воины защищали нас круглосуточно, а мы трудились для них. О той страшной войне помнят не только разум и сердце - остался след и на теле. 7 августа 1942 года немцы сбросили на нас гранаты, но не все при падении разорвались, одну мы, ребятишки, смогли вытащить из пруда. Мои товарищи тогда шумели мне, чтоб я бросил ее неподалёку. Но я не смог, так как рядом стояла оторопевшая компания девочек. И я побежал к оврагу, но граната взорвалась у меня в правой руке. До сих пор остался большой шрам.

Тогда я попал в тыловой госпиталь, который находился в 6-ти км от Задонска. Поправился очень быстро, но остался там до 1 января 1943 года. Мне очень нравилось помогать медсестрам в уходе за больными: перевязки делал, отгонял мух от ран, говорил с ранеными солдатами. Там лежал один парень Иван с серьёзным ранением ноги, ему не хотелось жить, но я с ним очень подружился, мы часто разговаривали, откровенничали по-мужски, и он вскоре поправился, хотя остался инвалидом.

И после этого в свои 13 лет я стал там работать заместителем директора по административно-хозяйственной части (проще говоря, завхозом). Мне поручили считать, сколько больных в госпитале и передавать эти сведения на кухню.

После войны я отучился в СХИ в городе Воронеже, где по окончании работал полтора года заведующим учебно-опытного хозяйства. Потом меня направили «поднимать» колхоз «Путь к коммунизму» Мценского района Орловской области. За время моей работы в должности главного агронома колхоз стал передовым по выращиванию кукурузы. В 1962 году мне было присвоено звание «Мастер кукурузоводства», за что наградили медалью.

В 1966 году я был приглашен в Киев на совещание по вопросам новых технологий в кукурузоводстве. Очень много печатали о работе нашего колхоза в областной газете «Орловская правда». Когда вернулся в родной Задонск, добился больших успехов и был избран главным районным агрономом. Меня часто направляли на учебу и повышение квалификации (был в Мичуринске, в Киеве, где получил Украинский орден трудового Красного знамени).

До ухода на заслуженный отдых по возрасту приносил пользу Родине. В 1985 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», в 1988 году - медалью «Ветеран труда». Имеется очень много Почетных грамот и наград за трудовые подвиги.

 

Тогда, в детстве, я представлял себе, что война – это «стенка на стенку». Но став чуть взрослее, понял, что это не так. Фашисты проникали в глубь городов, сёл, деревень, пытаясь покорить нашу малую столицу Липецк, но благодаря силам местной 13-й танковой армии в городе не было ни одного боя: наши воины крепко держали оборону на рубежах Липецкой земли, а в 45-ом дошли до Берлина.

В дальнейшем о подвигах этой армии наши земляки писали книги, которые я получал в подарок: «Маршал Рыбалко» (из воспоминаний бывшего члена военного совета 3-ей гвардейской танковой армии), «3-я гвардейская танковая». Вам, ребята, хочу сказать, что нельзя забывать ветеранов: тех, кто остался жив до сих пор, кто погиб тогда на поле боя, кто ушёл от нас уже в старости…

 

Я всегда перед ними склонял и буду склонять голову, очень их уважаю. А еще хочу, чтоб у вас все хорошие мечты сбывались. И учитесь добросовестно, особенно историю России, чтоб грамотными быть и не повторить такой страшной ошибки человечества, как война.

Воспоминания записаны добровольческим отрядом «Капля добра» Гимназия с. Ольговка





339 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Учре­ждённый в 1810 г. го­су­дар­ствен­ный орган, со­сто­яв­ший из ми­ни­стров и дру­гих выс­ших са­нов­ни­ков, имев­ший за­ко­но­со­ве­ща­тель­ные функ­ции, на­зы­вал­ся
    A7
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Моя бабушка Валентина Ивановна Михалева
Моя бабушка Валентина Ивановна Михалева
Моя бабушка, Валентина Ивановна Михалева Моя бабушка родилась 11 марта 1924 года в г. Копейске Курганской области. В семье моего прадеда, Ивана Григорьевича и прабабки Елены Ивановны Вагановых, она была восьмым ребенком, всего детей было десять.
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
Бегут годы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны, которые могли бы рассказать нам об суровых и героических событиях 1941-1945 годов. Память о войне священна. Она больно отзывается в сердце каждого человека, ибо «нет в