Самым страшным событием, навсегда изменившим жизни миллионов людей, стала Великая Отечественная война. Хладнокровная, безжалостная, выжигающая земли и души, заливающая кровью некогда плодородные поля, оставляющая глубокие шрамы в сердцах людей. На защиту нашей Родины встала вся страна от мала до велика. У кого-то война забрала отцов и сыновей, у кого-то матерей и сестер – ни одна семья не осталась в стороне от тяжелых утрат близких и родных людей. Эту потерю невозможно измерить. Миллионы детей стали сиротами, миллионы женщин остались одинокими до конца своих дней. Защищая родную землю от фашистских захватчиков, пали в бою настоящие герои. Эта страшная трагедия не обошла стороной и мою семью. К сожалению, не всем им довелось вернуться домой к своим родным.
Пропахшие порохом тучи неслись,
Пролившись свинцом с небосвода.
"Ни шагу назад... И ни пяди земли..."
– Касается каждого взвода.
В. Снегирев
В самом начале войны, после военного училища, первым на фронт из нашей семьи ушел брат моей прабабушки, Устиновой Марии Ивановны, Момотов Павел Иванович 1915 года рождения. Он был призван 10 июля 1941 Николаевским ГВК, Украинской ССР, Николаевской области, города Николаева. Имел звание - техника-интенданта 2 ранга, являлся начальником финдовольствия 748 стрелкового полка 206 стрелковой дивизии. Воевал на Юго – Западном фронте. 11 июля в Киев в адрес Н. С. Хрущева отправилась телеграмма за подписью И. В. Сталина, выдержанная в резком тоне: «Если вы сделаете хоть один шаг в сторону отвода войск на левый берег Днепра, не будете до последней возможности защищать укрепрайоны на правом берегу Днепра, вас всех постигнет жестокая кара как трусов и дезертиров».
Эти слова как нельзя лучше характеризуют значение Киева в глазах высшего руководства страны. Солдаты с честью и достоинством выполнили приказ командующего. В начале августа дивизия, в которой служил Павел Иванович, вела оборонительные бои под Киевом. Части 206-й стрелковой дивизии продолжили контратаки и под огнём противника заняли ряд рубежей: Гатное, Жуляны, высоту 188.6. В целом продвижение в ходе этих ударов было минимальным. Тем не менее это заставило 99-ю легкопехотную дивизию немцев развернуться фронтом на запад и прекратить наступление в северном направлении в городские кварталы. В моменты между перестрелками солдаты умудрялись написать весточку своим родным.
Вот и Павел Иванович написал письмо своей маме с дороги, которое оказалось последним в его жизни. 206 стрелковая дивизия держала оборону до середины сентября и попала в котел с остальными войсками Юго – Западного фронта. Из всего личного состава 206-й стрелковой дивизии вырваться из котла удалось лишь небольшой группе бойцов во главе с командиром дивизии С. Горшковым. В декабре дивизия была расформирована как погибшая. Родные, перестав получать известия от сына, продолжали писать и разыскивать его. В 1944 году пришло официальное уведомление о том, что техник – интендант Момотов Павел Иванович на фронте в августе 1941 года пропал без вести. А было ему всего 25 лет. В 400 метрах от станции Киев-Волынский у железной дороги, в районе которой воины 206-й стрелковой дивизии держали оборону с августа по сентябрь 1941 года, был установлен памятный знак.
Путь для нас к Беpлину, между пpочим,
Был, дpузья, не легок и не скоp,
Шли мы дни и ночи тpудно было очень,
Hо баpанку не бpосал шофеp.
Эх, путь-доpожка фpонтовая!
Hе стpашна нам бомбежка любая,
А помиpать нам pановато -
Есть у нас еще дома дела.
А. И. Виницкий
Транспорт на фронте - статья особая (впрочем, "неособых" статей на войне нет). Перевозки провизии, оружия, солдат, бензина и массы всего другого, требуемого на фронте, осуществляли многочисленные водители, среди которых было множество женщин. Шофером во время Великой Отечественной войны была сестра моей прабабушки - Мохина (Момотова) Александра Ивановна. В 1940 году она окончила педучилище в г Великий Устюг и по распределению начала работать в Первомайской начальной школе Вологодской области Усть – Алексеевского района. 26 мая 1942 года т. Шура получила повестку из военкомата и вместе с другими комсомольцами отправилась на фронт. Свой боевой путь начала на Калининском фронте. Прошла ускоренные курсы водителей и начала работать шофером на специальной бензозаправочной машине ГАЗ 3 «А». Службу проходила в 146 батальоне аэродромного обслуживания. Авторота состояла только из девушек, главной задачей которых было вовремя подвезти горючее к боевым самолетам. Приходилось «убегать» от немецких «мессеров», выруливая разные зигзаги.
Было страшно, но никогда никто не бросал боевых товарищей в беде. Все старались для победы, не выпуская руль ни днем, ни ночью. Однажды зимой, ночью, возвращаясь с аэродрома на базу, т. Шура попала в сильный буран. Не видно было ничего в полуметре. Как назло, одна фара погасла. Она вывернула руль в одну сторону – коса, в другую – коса. Снег был повсюду, на лобовом стекле, в кабине. Заглушив машину, она отправилась на базу пешком, до которой оставалось не менее двух километров. Благополучно добравшись, объяснив командиру сложившуюся ситуацию, вместе с двумя товарищами, они вернулись, откопали машину и доехали до места. Не мало хитростей придумывали командиры, чтобы обмануть врага: делали специальные ложные полигоны, а из фанеры строили макеты самолетов. Чтобы враг во время разведки не заподозрил обман, приходилось делать рейсы на эти аэродромы, а это было вдвойне опаснее, так как немцы старались атаковать бензовозы. А еще бойцы на фронте шутливо и ласково называли т. Шуру «шуруп». Когда закончилась война, вспоминала Александра Ивановна, к ним в землянку «залетели наши парни и закричали: «Шуруп! Вставай! Война кончилась! Здесь было все: и слезы, и смех, и песни…. Этого никогда не забыть».
Домой, в д. Фомино Шолгского с/с Подосиновского района, Александра Ивановна вернулась 12 июля 1945 года. А уже с 1 сентября вышла на работу, сначала инспектором в РОНО, а потом перешла работать в Плесовскую начальную школу Ленинского с/с. Там познакомилась со своим будущим мужем – Мохиным Рафаилом Николаевичем, который во время войны служил радистом сначала на Воронежском фронте, потом на I Украинском. Более 30 лет Мохина Александра Ивановна посвятила детям, уча их писать, считать, любить свою Родину. В 2014 году т. Шуры не стало, она скончалась в возрасте 94 лет, не дожив месяц до дня рождения – 22 июня.
Мой прадед Устинов Александр Андреевич и его младший брат Николай – тоже воевали. Но это уже другая история…
Время неумолимо движется вперед, отодвигая все дальше и дальше события 1941-1945 гг. Это были самые суровые годы для нашей страны, которые закончились великой победой. Но время не властно над памятью, передающей из поколения в поколение нравственную суть подвига, совершенного русским народом во имя спасения человечества от фашизма. Я не могу в полной мере ощутить ту боль и страдания, которые выпали на долю участников той войны, но хочется разобраться, что стояло за героизмом, питало его, было его почвой.
Что позволило в «сороковые роковые» не просто выстоять и победить, но и остаться в этой жестокой борьбе человеком? Какими были те, кому мы обязаны своей жизнью? И, по – моему мнению, ответы на вопросы надо искать, начиная со своих родных и близких. Память о каждом воине Великой Отечественной не угасает, пока о них помним мы, их дети, внуки, пока интересуемся страшными событиями войны, которая унесла столько жизней, сделала несчастными миллионы людей... Пройдут века, пройдут года, но боль взывает к людям: "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"
Капустина Ульяна, обучающаяся КОГОБУ СШ пгт Демьяново
Подосиновского района Кировской области, 14 лет