Мы часто вспоминаем героев Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, нельзя вернуть, но есть и те, которых мы можем поздравить с Победой, можем расспросить их о героическом прошлом.
Сегодня мы с гордостью и трепетом думаем о людях, чей героизм решил исход Великой битвы с фашизмом. Они делали все это для нас, чтобы мы не слышали воя сирен, разрывов бомб. Для некоторых - это просто история, для других - это такое событие, которое невозможно забыть. Они помнят об этом всегда.
В каждой семье есть тот человек, который прошел через все ужасы войны и которому мы благодарны за спасение.
В моей семье тоже есть такой человек - моя бабушка, Карпеева Людмила Ивановна, которая до сих пор не может сдержать горьких слез, когда рассказывает мне о войне.
«Когда началась война, мне было четыре года,- вспоминает Людмила Ивановна. - Жили мы в Белоруссии, в военном городке на границе. В то утро,22 июня 1941 года, я была в загородном детском саду. Утро выдалось солнечным, ясным. Мы играли на лужайке, веселились, радовались… И вдруг налетели самолеты. Их было три. Стали над нами кружиться, сбрасывать бомбы. Воспитатели собрали нас, детей, в кружок. Мы начали плакать.
Когда бомбы летели с самолета, было не страшно (они же похожи на груши). А вот когда они начали взрываться, стало совсем страшно….Не от бомб… А от деревьев, кустарников, которые от взрывов поднимались вверх и падали на нас своими зловещими корнями, как чудовища.
Со стороны городка к нам бежали испуганные мамы , бабушки. И когда я увидела среди них свою маму, которая схватила меня на руки, стало не страшно. Затем мы с мамой забрали из здания детского сада сестричку и побежали в лес. Я только говорила маме: «Мамочка, не бросай меня». А немцы не переставали бомбить. Были слышны стоны, крики умирающих женщин, детей. Это сущий ад!
В этот же день мы покинули свой городок. Прошли пешком, без отдыха, 40 км до деревни Зуи. Там остались только женщины и дети, мужчины уже ушли на фронт. Прожили мы в этой здесь первые годы войны.
Немцы заняли деревню. Население подвергалось пыткам.
Однажды мы с бабушкой пошли в лес за ягодами. Там мы встретили других женщин, которые тоже бродили по лесу, собирали ягоды, а их детки купались в озере, которое находилось около леса. Когда мы взобрались на пригорок, услышали рев машин. «Немцы!»- закричали женщины. Мы залегли в кустах и стали смотреть, куда же направляются немецкие машины.
Они подъехали к озеру, где были женщины и дети, что – то кричали на своем языке. И вдруг начали сбрасывать детей в озеро. Те, кто были совсем маленькие, утонули сразу, а те, кто постарше, стали пытаться отплыть, но немцы открыли по ним огонь.
Когда я увидела это ужас, то хотела закричать, но бабушка закрыла мне рот рукой. А женщины, чьих детей расстреляли немцы, онемели от страха и ужаса. У них в глазах была такая боль! Но они молчали, боялись, что немцы заметят не только их, но и других.
Когда немцы уехали, я начала очень сильно плакать . А женщины погибших детей так и пролежали в оцепенении в лесу до самого вечера.
Немцы очень сильно преследовали детей-евреев, искали их по чужим домам с собаками. Жители деревни прятали у себя таких деток. Но если фашисты узнавали об этом, то расстреливали .
Недалеко от нашей деревни было село Банонь. Там немцы заживо сожгли всех жителей в сарае. Крик был страшный… А потом все тише, тише…Только запах сгоревшего человеческого тела очень долго стоял во всей округе…И этот сладковато-горький запах очень долго преследовал меня, от которого начинала болеть голова и сильно тошнило.
После этой страшной трагедии мы ушли в лес к партизанам, помогали им, как могли, жили в землянках.
Дедушка и отец с войны так и не вернулись. Погибли. Похоронки хранятся до сих пор».
Я всегда с трепетом слушаю рассказы бабушки и понимаю: именно мои родные: бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка- внесли посильный вклад в дело Победы. И чувство гордости наполняет меня. Пусть они не совершили яркого подвига, но военный период их жизни уже сам по себе - подвиг.
Низкий Вам поклон от Ваших потомков, знающих и помнящих о горьком времени по вашим рассказам.
Моя бабушка - участник Великой Отечественной войны
Статьи по теме
Потерянное детство
(Воспоминания о детстве военной поры бывшего узника Папруги Любови Филипповны) «Война… Всего пять букв, а столько много горя, слез, скорби… Мое поколение не совсем понимает значение слова война, но мы четко знаем, что это плохо
Моя прабабушка Анна Лукинична Лубенкова
Моя прабабушка, Анна Лукинична Лубенкова. Моя прабабушка - Анна Лукинична Лубенкова, родилась в городе Смоленске 12 июня 1927 года. Война для нее – невероятно тяжелое время, наполненное бедой, но и невероятной готовностью к сопротивлению.
Давайте будем помнить
О моей прабабушке и ее семье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В каждой российской семье есть своя история, связанная с Великой Отечественной войной. В нашей семье моя прабабушка – Трегубова Валентина Александровна –
Спросим старших о войне Рябов Дмитрий Борисович
На Россию напали немцы в 1941 году. Годы войны были тяжёлыми. Фашисты захватили сёла и города. А русские люди сеяли хлеб для наших солдат. Немцы дошли и до посёлка Ленинский Брянской области. В этом посёлке жили мои прадедушка, прабабушка
Дети войны Клюкина Зинаида Николаевна
Черемухина Алиса, МБОУ Бобровская СОШ № 1, обучающаяся 5 "Б" класса У меня есть прабабушка, моего папы бабушка. Её зовут Клюкина Зинаида Николаевна. Ей 84 года. Её детство прошло как страшный сон. Оно пришлось как раз на годы Великой
Саливоник Ольга Максимовна
Воспоминания моей бабушки. Война 1941-1945 годов коснулась всех и каждого в нашей стране. Наши отцы, деды и прадеды завоевывали Победу, чтобы будущие поколения жили в свободной, успешной и независимой стране. Война стала большим горем для