Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Гаврилина Александра Егоровна

Гаврилина Александра Егоровна


Грядущие поколения не должны забывать подвигов и тяжелой судьбы нашего народа, нашей истории. Мы продолжаем публикацию статей о жизни и нелегком времени, которое пережили ветераны Второй мировой войны.
 

В настоящей статье свою историю рассказывает участница событий в блокадном Ленинграде – Гаврилина Александра Егоровна.

«Родилась я 07.01.1937 года в Тамбовской области, Ламском районе, селе Федоровка. В 1938 году мои родители в поисках лучшей жизни переехали в Ленинград. Бедность была страшнейшая. Отцу предложили самую простую работу - извозщиком в овощесовхозе «Лонской». Жили в большом деревянном бараке. Мать работала уборщицей и истопщиком жилых помещений.

В 1940 году у меня родился брат Гаврилин Николай Егорович. В 1941 году грянула война. Мой отец был очень болен, и в связи с этим имел бронь по которой не попал на фронт по состоянию здоровья.

Сразу сначала войны начались тяжелые боевые действия. В первые же месяцы военных событий стали бомбить территории колхозов и совхозов. Бомбежки были жестокие и точные. От рабочих территорий, промышленных и жилых помещений, материальных ресурсов, ничего не осталось – одни руины. Повсюду были убитые, которых долго не собирали. В городе среди гражданских людей была полная растерянность и паника. В 1942 году штат совхоза был официально расформирован. В этом же году мой отец умер от голода. Началась тяжелая блокада Ленинграда. В связи с наличием двух детей матери была разрешена эвакуация. Документы на эвакуацию трех человек выдали без реквизитов. В справке не стояли фамилия, имя, отчество детей. Маме на распределительном пункте сказали – «документы в наличии есть, а личности не установлены», и продержали несколько месяцев на выезде из Ленинграда в разных контрольных пунктах. Условия были очень страшные. Иногда было полное отсутствие продуктов и воды и очень холодно. Постоянно умирали от голода дети и взрослые, иногда от голода умирали военные. Бесконечно переносили на носилках больных и слабых. Периодически была очень страшная ругань. Из вещей была только одна сумка на троих и в ней некоторые бытовые принадлежности.

Эвакуация была разрешена по направлению через станцию «Богоявленское». Отправляли нас из Ленинграда через Ладогу на автомобилях ЗИС 150»,
рассказывает Александра Егоровна. «Водители ехали на подножках с открытыми дверьми. Все пассажиры, включая детей, находились в кузове накрытые брезентом с целью избежания паники и беспорядков в пути. В наш рейс на Ладогу вышло 10 машин, 5 из которых ушло под воду вместе с пассажирами. Спасенных не было.»

Нас доставили в родное село Федоровку, Тамбовской области. В период эвакуации у мамы очень сильно пострадала внешность. Голод, болезни, ветер, постоянное нахождение на улице дали сильные отеки и опухоль лица, рук и ног. Как потом сказали родственники, внешность изменилась так, что даже близкого сходства не найти. Вся родня, вместе с военными внимательно изучала документы и очень долго разбиралась по фактам отдельных событий.

Моя мама вышла на работу в знакомый колхоз, а я сидела дома с родным братом. В колхозе работали за трудодни, денег почти не платили. В деревне где мы жили, а также в ближайших окрестностях постоянно шли боевые действия, все время говорили об убитых, пугали голодом и тяжелым трудом.

Мать работала очень много. Часто задерживалась на дежурстве. В одно из таких дежурств умер дальний родственник, у которого я временно проживала. Связи в помещении не было. Просидела я с мертвым телом в помещении около двух суток, почти без сна. После этого еще сутки просидела с ним в медпункте, в котором находились еще несколько трупов, при этом в кабинет куда нас поместили почти никто не заходил. Детство мое было связано с ужасами, которые рождала война.

В Тамбовской области мы прожили до окончания войны. В сентябре 1946 года мы грузовыми вагонами стали выбираться на Дальний восток к родственникам. По прибытию в Хабаровск, от руководства Дальневосточной железной дороги наша семья получила в пользование имущество, вещи, домашний скот и жилое помещение на левом берегу Амура. В 1951 году Амур очень сильно разлился и началось наводнение. Все искусственное поселение и имущество на его территории было уничтожено. Нашу семью пересилили в подвал недостроенного помещения в Хабаровске. Мать вышла работать истопщиком, дворником, а я, закончив курсы кассира-щетовода, вышла на работу в Артель «Новый путь» - разнорабочим. И опять началась очень страшная нищета. Бытовые условия, в которых мы находились первые несколько лет после переезда, были к жизни почти не пригодные».

 

«Когда вспоминаю детство», рассказывает пенсионер, «в памяти сразу всплывает воздушная тревога и после нее бомбежки Ленинграда. До зрелых лет я не могла переносить салют и очень сильно не любила грохот. Также часто вспоминаю растерянное и мрачное лицо матери, и как она объясняет, что ее опять избили и украли продукты прямо возле дома. Иногда всплывают в памяти картины со страшными драками за продовольствие со смертельным исходом. По причине постоянного голода на людей с продуктами нередко нападали и часто убивали. Как ни странно с годами в памяти ничего не изменилось».

В 1956 году Гаврилина Александра Егоровна вышла замуж. Одной жить всю жизнь было страшно – пугал пример матери. И одной работать было очень тяжело. В 1957 году родился сын Сергей.

Александра Егоровна 9 лет отработала в травмпарке кассиром. Затем 1 год в таксопарке. После чего была переведена в Госбанк, где отработала 25 лет по своей специальности.

«Жизнь у меня наладилась лишь в зрелом возрасте. Блокада Ленинграда, пережитая в детстве, отдавала ужасом очень много лет и мешала перестроиться. Действительно беспокоила лишь стабильность в семье и здоровье родных людей. Все остальное периодически блекло, тускнело и теряло всякое значение. Иногда казалось что жизнь прошла еще в детстве и вроде бы окружающие дела все поверхностные и незначительные, включая трудовую деятельность. Достаточно лишь ежедневно выполнять один и тот же объем дел и ничего больше не нужно. Простой быт, тишина, ежедневная рутина радовала иногда больше чем самые лучшие праздники».

Александра Егоровна рассказывает, что самым ценным для нее были семейные документы и память о родственниках, которых очень сильно любила. Всю свою жизнь она старалась вести тихий, простой, трудовой образ жизни, радуясь жизни в любом ее проявлении.

Гаврилина Александра Егоровна воспитала двух внучек, одна из которых живет в Израиле, другая в Екатеринбурге. Также у нее выросли три правнучки. Все они живут в Израиле.

Изучение истории войны с опорой на источники – воспоминания ветеранов войны и труда, не теряет своей актуальности и продиктовано необходимостью сохранения памяти о победителях, солдатах, офицерах и тружениках тыла.

Нынешнее поколение в неоплаченном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг – помнить о тех суровых днях и героях войны.

С праздником дорогие наши ветераны, с 9 мая!
Желаем Вам и вашим близким крепкого здоровья и мира в семьях!





664 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Как на­зы­вал­ся де­неж­ный сбор с кре­стьян при уходе их от зем­ле­вла­дель­ца?
    A2
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Култучане - ветераны тыла Турнякова Александра Ивановна
Култучане - ветераны тыла Турнякова Александра Ивановна
Турнякова Александра Ивановна. Родилась в 1912 году 19 апреля. Александре Ивановне было 6 месяцев, когда она с семьей переехала с. Маритуй. Отец с дедом работали на строительстве железной дороги. Свою трудовую жизнь она начала очень рано.