Мой дед Кузьма был немногословным человеком. Когда мы в детстве спрашивали у него, как он воевал, дедушка отмалчивался. Помню, свои медали периодически передавал соседу танкисту Василию Волкову, который любил выступать перед детьми в Пектубаевской средней школе Новоторъяльского района. Дед мне казался неинтересным, потому что мало разговаривал. Только с возрастом поняла, почему он многого не договаривал.
Да, он не является Героем, но прошел дорогами той страшной войны с 1942 года по 1946 в составе 4 Украинского фронта. Дошел до Карпат. Победу встретил в Чехословакии. Моя мама говорит, что дедушка, вспоминая войну, часто произносил фразу на марийском языке, «эре пуля шушка» («только пули свистят»).
Возможно, жизнь его научила быть сдержанным.
Родился он в семье середняка 12 июля 1911 года в дер. Тишкино Новоторъяльского района. Коллективизация, раскулачивание коснулась нашей семьи. Его отец Семен Романович был работящим, поэтому зажиточным человеком. Он имел кузницу, мельницу. В 1933 году подвергся репрессии, был раскулачен. А так как был стар, старший же его сын Василий проживал отдельной семьей, то арестовали Иванова Кузьму Семеновича. А он недавно в 18 лет женился, на бабушке Марине (11 июня 1913 г.р.). Около года прожили вместе молодые. И вдруг тюрьма. Как тяжело жилось тогда одной бабушке Марине. Чтобы выжить, молодая женщина ухаживала за старичком, проживающим на конце деревни в старенькой избушке. Перебиралась с хлеба на воду.
А дедушку сослали на строительство канала Москва – Волга на целых два тяжелых года (1933 –1935). Он чуть не умер от голода, кожа да кости остались от него. Хлеб каторжанам выдавали по 400 гр. в день. Многие заключенные «дохли, как мухи». Благодаря знанию русского языка, его поставили ездовым. Работая извозчиком, развозил на своей лошаденке, как продукты, так и мертвецов.
В 1935 году, вернувшись домой, работал кузнецом (молотобойцем). Сначала жили в бане, после у старика Александра Яковлевича, ухаживая за ним до самой его смерти. Летом, в начале июля 1938 родилась дочь Галина.
На войну Кузьму Семеновича призвали в 1942 году, в возрасте 31 года. Сам не рвался, имелась у него «броня», т.к. работал комбайнером, что было почетно. Из разговоров с ним узнала, что во время войны был легко ранен, хромал, в госпиталь не попадал. Пришлось воевать в пехоте рядовым пулеметчиком, ходить в разведку.
Звание - младший сержант. Имел около 10 медалей. Например, «За Отвагу», «За Победу»…Победу встретил в Чехословакии, до Праги не дошел 100 км. На Родину вернулся весной 1946 года, дослуживал в Германии (запасной полк).
Дома его потеряли. Мама вспоминает моменты ухода и прихода с войны, были они летом. Во время расставания отобедали вместе, она на его коленях, пролился суп, потому что любимая малышка крепко прижималась к отцу. На телеге увезли и отца, и других односельчан, они бежали следом. Возвратился ее папа, когда мама мыла полы, а Галочка на полатях читала. Слез, визгу от радости было много. Мамочка была любимицей отца. Он помогал ей в решении задач, примеров. Таблицу умножения, стихи, бывало, учили вместе.
В этом же 1946 г. ему предложили переехать, нормального жилья в родной деревне не было, то он согласился. Вместе с семьей завербовался в Кенигсберг.
Маме Гале было 8 лет. Мама вспоминает: «Играли во дворе с маленьким мальчиком. По-русски оба не умели разговаривать, каждый лопочет по-своему. Он – на немецком языке, я – на марийском. Оба понимали друг друга. А недалеко стоят грустные странные женщины и угрюмо следят за тем, как стараются жить русские в их домах. Было и страшновато». Не судьба видно, была жить в чужих домах, среди незнакомой природы, культуры, языка. В Кенигсберге прожили менее года, бабушке не понравилось, вернулись в родную марийскую деревню Тишкино.
На станции Шатура бабушка родила сына Володю, в роддоме же в месячном возрасте ребенок умер. Она, не умея разговаривать по-русски, сумела дозвониться до своего отца Андрея Михайловича Акилбаева (прадед работал председателем колхоза в Шуринской стороне), который приехал за ней в больницу. Бабушка Марина смогла привезти мертвого малыша и похоронить на марийской земле. Всего у них было 12 детей, выжило – двое: моя мама и дядя Вася (27. 03. 1950 г.р.).
Меня поразил тот факт, что с собой в далекий Кенигсберг они возили корову.
Через девять лет (1958) купили дом в селе Пектубаево по улице Колхозной, которая называлась смешно Нижнее Янаево (в моем паспорте сохранилось это название), прожили в нем более 20 лет. Он сгорел 31 августа 1982 года, бабушка и дедушка жили тогда уже в п. Краснооктябрьске Медведевского района в семье сына. Дедушка после войны в зимнее время работал в лесу (бору), летом - плотничал. На пенсии долгое время вместе с бабушкой охранял фермы, гаражи.
Пережил бабушку на 17 лет. Был дважды женат, жил 6 лет в Пектубаевском Доме ветеранов с бабушкой Ефросиньей Павловной Малосоловой. После ее смерти с 1995 года проживал у сына Василия Кузьмича в поселке Руэм Медведевского района.
Имел 8 внуков, помогал воспитывать трех внуков сына, увидел 10 правнуков.
Интересный факт, что фамилия Иванов повторяется в нашей родословной. Мама вышла замуж за Григория Владимировича Иванова (Советский район), старшая моя сестра Нина за Ивана Петровича Иванова (Моркинский район). Ее старшая дочь Юлия нашла супруга Александра Ивановича Иванова (г.Йошкар-Ола). Двоюродная сестричка Ольга живет с Владимиром Леонидовичем Ивановым (д. Малая Шимшурга)
Иванов Кузьма Семенович умер 30 сентября 1999 года в преклонном возрасте. Дожил до 88 лет. Похоронен в родном селе Пектубаево.
Мы, его внуки, правнуки помним деда, постоянно посещаем его могилу и могилы всех родственников.
Вечная слава героям и участникам Великой Отечественной войны! Вечная слава тем, кто защищал нашу Родину!
Сапаева Римма Григорьевна, внучка. Преподаватель ДШИ№4 г.Йошкар-Ола